“Le Monstre” Jean Hiraga и LCD

Monster Zen V1

Случилось так, что один замечательный человек, профессиональный строитель высочайшего класса и очень талантливый рассказчик –   приобрел наушники LCD-3 и, естественно обратился ко мне за усилителем для них 🙂  Заказчик – меломан со стажем, но при нашей с ним общности вкусов его музыкальное восприятие несколько не совпадает с моим. В подаче музыки ему в первую очередь необходимы напор и “динамика” – без этого суть музыкального произведения от него как бы “ускользает”, кажется неполной. Спокойствие и неяркая философская многослойность Zen ему не подошли….Задача непростая, но – почему бы и нет, можно попробовать.

При обдумывании конструкции я принял решение сделать двухтактный усилитель с выходным каскадом в классе А, с максимально широкой полосой в области НЧ и, желательно – ВЧ  – при минимальном количестве усилительных элементов. Это потенциально должно убрать факторы, сдерживающие так называемые “напор” и динамику при сохранении хорошего музыкального разрешения . Естественно, я совсем не первый, кто задумался над подобной конструкцией – поэтому  за основу был взят замечательный усилитель “Le Monstre”, спроектированный известным разработчиком Jean Hiraga в 1982 году. Его статью см в разделе “Литература”.

Схема усилителя Jean Hiraga  “Le Monstre” :Hiraga-Monstre-Monster-Class-A-amplifier-schematic

Как видно, усилитель состоит из двух симметрично-комплиментарных плеч, каждое из которых по сути представляет собой по однотактному усилителю в классе А, работающих на общую нагрузку. Усилитель не имеет разделительных конденсаторов на входе, выходе и в цепи ООС  и фактически является усилителем постоянного тока. В области ВЧ полоса пропускания ограничивается только частотными свойствами примененных транзисторов.

К сожалению транзисторы, которые применил Jean Hiraga в оригинальной конструкции, сейчас уже не выпускаются. Более-менее подходящая замена такая ==>>  2SK170 = 2SK246, 2SJ74 =2SJ103, 2SC1775, 2SD756 = BC550  , 2SA872, 2SB716 = BC560 , 2SD844= TIP3055  2SB754 = TIP2955.

“Старые” и “новые” полевые транзисторы довольно серьезно различаются по параметрам, поэтому режимы работы схемы были пересчитаны заново.

О полевых транзисторах.

Вот справочные листы на комплиментарную пару  полевых транзисторов 2SK246 (datasheet_sk246) и 2SJ103 (datasheet_2SJ103). Обратите внимание на то, что эти транзисторы разделяются на группы (GR, BL,V) по параметру Idss. Так же нужно пристально взглянуть на график Id-Vds. Напрашивается три очевидных вывода – во первых,  “комплиментарность” характеристик SK246 и 2SJ103 таки довольно приблизительна, во вторых – линейности их характеристик существенно различаются и, в третьих – для создания хотя бы приблизительно симметричной двухтактной схемы транзисторы предварительно следует отобрать как минимум по параметру Idss.

После закупки по 10 шт 2SK246GR и 2SJ103GR мне удалось отобрать четыре пары 2SK246GR  и две (!) шт  2SJ103GR c Idss = 3.9…4mA. В моем случае 2SJ103 имели очень большой разброс. Исходя из этих данных режим работы первого каскада выбран следующим образом – ток покоя = ~ 0.5*Idss, при этом наиболее линейная область получается при напряжении смещения примерно 0.4…0.5V. (При выборе рабочей точки график Id-Vds следует “масштабировать” по оси Id исходя из измеренных значений Idss)

Схема Усилителя (V1) Hiraga_Headphone_new

Схема довольно проста. В каждом плече – каскод на входе  и составной транзистор по схеме Шиклаи (Sziklai) на выходе. Про каскодную схему на входе (почему и как) хорошо написано в оригинальной статье Jean Hiraga. Совершенно очевидно, что для минимума четных гармоник необходимо, чтобы усиление плеч было максимально близким, поэтому отбор транзисторов по характеристикам крайне желателен.

Блок питания – двухполярный нестабилизированный. О влиянии на звук транзисторного усилителя стабилизации напряжения источника питания я уже упоминал ранее – см. Усилитель Zen V. Версия 10.12  Диоды выпрямительного моста зашунтированы конденсаторами, фильтр построен по многозвенной C-R-С схеме. Трансформатор питания – тороидальный мощностью 200VA, с межобмоточным и внешним ленточным экранами.

Наладка усилителя проходит в два этапа. На первом этапе выходной каскад отключается и проводится предварительная настройка входного каскада – подстройкой резистора R5 добиваются одинакового падения напряжения на резисторах R3 и R4.  Затем нужно подать на вход усилителя синусоидальный сигнал амплитудой 0.2…0.3V RMS и проконтролировать форму сигнала на коллекторах T3 и T5.  Следует помнить, что выходной каскад на биполярных транзисторах управляется током, поэтому не стоит обращать особого внимания на сравнительно небольшое выходное напряжение и усиление первого каскада.

На втором этапе подключается выходной каскад, ток покоя контролируется падением напряжения на резисторах R12 и R13. Желаемый ток покоя устанавливается подбором резисторов R3  R4 (при увеличении номинала ток возрастает). Для нагрузки сопротивлением от 25 Ом я рекомендую выбрать ток покоя ~>= 0.5А. “Ноль” на выходе подстраивается резистором R5. При нестабилизированном блоке питания вполне нормально, если напряжение на выходе будет “гулять” в пределах +-2..5mV, наушникам от этого никакого вреда не будет. На этом наладку усилителя можно считать завершенной. 🙂

Об обратной связи.

В этом усилителе петля общей ООС выполняет несколько функций. Во-первых, определяет коэффициент усиления по напряжению, во-вторых, уменьшает выходное сопротивление усилителя и уровень искажений и, в- третьих – поддерживает потенциал выхода максимально близким к “0”. По логике перерасчета, если сопротивление в цепи истоков транзисторов первого каскада увеличилось, то следовало бы и увеличить величину резисторов в цепи ООС таким образом, чтобы соотношение R11 и  R10 было таким же, как в оригинальной схеме, это вроде сохранило бы степень влияния ООС на режим первого каскада по постоянному току в той же степени. Тестирование усилителя выявило следующую зависимость – увеличение номиналов резисторов цепи ООС с одной стороны, потенциально увеличивает проявления “дрейфа” нуля на выходе усилителя, с другой стороны, поскольку влияние ООС так же возрастает, то видимых изменений величины “дрейфа” не наблюдается. Поскольку в моем варианте усилителя выходные транзисторы работают в весьма щадящем тепловом режиме при токе покоя, далеком от  максимального паспортного значения – особого дрейфа нуля не наблюдается и при “старых” номиналах резисторов ООС. Я принял решение оставить их практически без изменений.

О надежности конструкции.

Как усилитель для наушников конструкция имеет очень хороший запас прочности, спокойно переносит замыкание выхода на “общий” и долговременную работу на короткозамкнутую нагрузку. В качестве “теста на выносливость” я примерно 30 минут “слушал” усилитель практически на полной мощности, закоротив его выход пинцетом. Пинцет нагрелся, а с усилителем ничего не случилось 🙂 При включении усилителя во время установления напряжения питания на выходе возможно проявление некоторых слышимых “звуковых артефактов”, но уровень их невелик и никакой опасности для нагрузки они не представляют. Поэтому применение дополнительных схем защиты и реле задержки подключения нагрузки в этой конструкции я считаю необязательным.

О Звуке

Звучит усилитель динамично, строго. В целом можно охарактеризовать звучание как очень чистое, ровное, с некоторым акцентом на передний план звуковой сцены – примерно в той же степени, как это наблюдается у ламповых усилителей на пентодах. НЧ – строгие, сдержанные и ооочень глубокие. Черезвычайно высокая детальность, хорошая сцена. В звуке безусловно присутствуют определенный “шарм”  и “порода” :).

Основные технические характеристики V1 –

  • Входное сопротивление = 47 кОм
  • Выходное сопротивление =< 1 Ом
  • Номинальная нагрузка = от 25 (и выше) Ом
  • Номинальное входное напряжение = 0.4V RMS
  • Максимальное выходное напряжение на нагрузке 1 кОм = 9V RMS
  • Максимальное выходное напряжение на нагрузке 20 Ом >= 7V RMS
  • Коэффициент усиления ~ 20
  • Полоса воспроизводимых частот, на нагрузке = 20 Ом при выходном напряжении = 0.9 от максимального = 0 Гц (постоянный ток) ….500 кГц.
  • Коэффициент гармоник на частоте 1 кГц на нагрузке 20 Ом при выходном напряжении = 0.9 от максимального <= 0.5%, в основном 2-я и 3-я гармоники. Уровень третьей гармоники относительно уровня второй <= -10 dB.
  • Время выхода на рабочий режим =< 30 min, это связано установлением теплового обмена в корпусе усилителя.

Выводы и итоги.

Схема Jean Hiraga пожалуй, является лучшим двухтактным аудио усилителем, собранным на дискретных компонентах.  К сожалению, комплиментарность полупроводниковых приборов – весьма приблизительна и дальнейшее развитие так называемых “идей” полупроводниковой схемотехники возможно только с применением операционных усилителей.  За очень редким исключением, линейность дискретных полупроводниковых приборов, как усилителей переменного напряжения без использования ООС – посредственная, принципиально хуже, чем у вакуумных ламп-  тем не менее весьма интересный результат может получиться в гибридных схемах, в каскадах усиления тока.

При наладке схем на транзисторах, у меня часто возникает ощущение, что современная полупроводниковая схемотехника – продукт враждебного инопланетного разума, чуждый истинной природе человека планеты Земля. Тем не менее, я таки сделал один экземпляр “Monster Zen” в качестве “запасного-транзисторного” домашнего усилителя мощности. После завершения этой конструкции мне пришло отчетливое понимание, того что с транзисторами ТОЧНО пора завязывать, то есть придумать что-то лучше, чем Jean Hiraga – я вряд ли смогу 🙂

И еще один вариант, с выходным каскадом на полевых транзисторах:

Апрель 2014                                                                                    г. Владивосток

PS  За прошедший год мне удалось отыскать некоторое количество оригинальных комплектов транзисторов. На них были сделаны два замечательных варианта усилителя –

1. Zen AKG (с увеличенной выходной мощностью и умощненным блоком питания, что позволило усилителю вполне уверенно “раскрыть” такие трудные наушники, как AKG K1000)

2. Zen Monster Balance – полностью балансная конструкция, четыре идентичных усилителя в одном корпусе, счетверенный ступенчатый регулятор уровня на прецезионных резисторах, умощненный блок питания) –

На сегодняшний день (25.09.2018) опыт сборки, наладки и прослушивания различных вариантов усилителя Zen Monster (схема была немного модифицирована до V3) с широким “ассортиментом” наушников позволяет мне со всей уверенностью заявить, что эта конструкция, пожалуй – один из самых лучших (если не самый лучший) полупроводниковый усилитель для изодинамики.  А по эффективности и оптимальности схемотехнического решения – ему нет равных. И это не реклама, а всего лишь малая часть моего глубочайшего уважения к автору этой конструкции – талантливому инженеру Jean Hiraga.

49 thoughts on ““Le Monstre” Jean Hiraga и LCD

    • Добрый день,

      Про звук я уже немного рассказал в статье. Динамика лучше, чем у классического Zen и тонально Monster ровнее. Что же касается выразительности, музыкальности звучания – Zen, пожалуй будет поинтереснее.
      Тем не менее, Monster заметно “отзывается” на тип электролитов в питании – и тут есть простор для экспериментоа.

  1. Впечатления счастливого владельца усилителя —

    ============================
    Здравствуйте, Виктор!
    Вот наконец подсоединил усилитель. Коммутация,звук – всё работает. Сравнил его с Леманом…..Раньше Леман играл громче, мощнее и интереснее, теперь Ваш усилитель. Воздух, детальность, низы, короче все несравненно лучше. Это совершенно другой звук. Хочется слушать и слушать. У нас сейчас два часа ночи. Наушники пришлось снять. Слишком громко в ночи. Жена уже ругается.
    Спасибо большое!!!
    Всё стало заметно – DVD AUDIO включаешь на 192 стерео и переключаешь на многоканальный 96 и видна разница, про CD и говорить не стоит. Резкий контраст по звуку по отношению к DVD AUDIO. Пиратские диски CD от фирменных сразу отличаются, короче всё стало слышно. Альбомы слушаешь – как в первый раз!!!
    Звук – великолепный!!!
    ЕЩЁ РАЗ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
    Стоило столько ждать этот усилитель!!!
    Всего Вам наилучшего, с Уважением …
    ============================

    Я всегда очень волнуюсь, когда отправляю заказчику очередную конструкцию. Мне нравятся все мои усилители и я никогда не предложу другим то, что я не стал бы слушать сам, но… вкусы бывают разные.
    А сегодня с утра – Хорошая новость 🙂

  2. “Le Monstre” Jean Hiraga и LCD
    Posted on April 20, 2014 3
    Случилось так, что один замечательный человек, профессиональный строитель высочайшего класса и очень талантливый рассказчик – приобрел наушники LCD-3 и, естественно обратился ко мне за усилителем для них Заказчик – меломан со стажем, но при нашей с ним общности вкусов его музыкальное восприятие несколько не совпадает с моим. В подаче музыки ему в первую очередь необходимы напор и “динамика” – без этого суть музыкального произведения от него как бы “ускользает”, кажется неполной. Спокойствие и неяркая философская многослойность Zen ему не подошли….Задача непростая, но – почему бы и нет, можно попробовать.

    Пишет тот самый строитель, которому посчастливилось в итоге владеть этим усилителем Zen.
    Усилитель получился замечательный!
    В первый же вечер прослушивания я завис до двух часов ночи. Жена просто стащила с меня наушники. Звук от LCD ночью пробивает все стены, препятствий для него нет. Закрытая в спальню дверь не спасает от звука, идущего из зала. Всё как вновь, как будто раньше не слышал эти альбомы и группы, эти музыкальные произведения. Изумительная чистота звука, воздух, объём, сцена, детальность, весь спектр частот от самых низких до самых высоких. О каких либо искажениях, даже нет речи. Сколько нового я услышал в альбомах, которые казалось, знал просто наизусть. Дух захватывает от понимания, что каждый альбом из моей многочисленной коллекции (более 2000 дисков),я смогу переслушать и открыть для себя вновь.
    Перед тем, как обратиться к Виктору с просьбой, собрать для меня Zen, я много перечитал статей, отзывов, форумов, посещал и сайт Виктора, читал обзоры. Мне очень импонирует его подход к музыкальному звучанию. Его рассуждения, как должен звучать усилитель. Он не механически собирает схемы, а даёт им душу и свой неповторимый звук, иногда делая что-то в схеме вопреки канонов.
    Слушая усилитель, собранный Виктором, я ощутил настроение музыкантов и звукооператора, чувствовал, где они играли с драйвом, а где с прохладцей, их ляпы и находки. Звук стал живым. Я физически ощущал присутствие музыкантов. Что бы собрать такой усилитель надо иметь не только богатый опыт, умелые руки, большую практику, надо иметь что-то большое. Наверно это талант, интуиция, очень тонкий вкус, интеллигентность восприятия звука. На конвейерном потоке не получится собрать ни чего подобного. Там они клоны с небольшими различиями. Виктор создал усилитель со своей душой, живым звуком, своим не похожим ни на кого характером.
    Я очень рад такому приобретению и в заключении хочу сказать:
    -Виктор, вы очень талантливый человек, с чувством меры, тонким, уникальным чувством звука, который умудряется вложить в эти бездушные детали жизнь. Вы – Страдивари схемотехники.
    Спасибо за эту неожиданную возможность вновь открыть для себя этот потрясающий мир музыки, за всю ту новую гамму чувств, которую я смог получить и буду получать благодаря собранному Вами усилителю Zen!
    С уважением, Владимир.

    • Владимир, я черезвыяайно рад, что конструкция вам понравилась.
      Большущее спасибо за теплые, искренние слова и замечательную характеристику 🙂
      Удачи Вам и Хорошего Звука!

      С Уважением,

      Виктор

  3. Ещё раз пишет тот самый строитель.
    Не перестаю поражаться звучанию усилителя!
    Сейчас слушал диск DVD AUDIO Led Zeppelin – How The West Was Won. У меня коллекция фирменных дисков DVD AUDIO. Что-то записано лучше, что-то хуже, а этот концертник Led Zeppelin к моему сожалению звучал довольно посредственно.По этой причине я его давно уже не слушаю. Сейчас случайно поставил его и моя новая связка – усилитель Monster Zen V1и наушники AUDEZE LCD-X выдали такое… Чёртас два! Концерт записан просто великолепно!!!
    Слушал Moby Dick – не понимал что со мной происходит. Я слышал низы из преисподни! Глубинааа….«Bonzo» – выдал шедевр! Слышно было малейшие детали и ньюансы этого потрясающего барабанного соло!
    Такого звучания я не слышал никогда!
    Виктор, спасибо ещё раз за возможность получить,очень трудно описуемые,новые, живописные, роскошные эмоции!
    С уважением, Владимир.

  4. здравствуйте,
    почему вы не попробовали использовать за основу схему Pass F5? я думаю эта схема дала лучшие результаты чем Le Monstre.

    • Добрый день,

      Почему же не пробовал – пробовал. 🙂 Помимо этого есть еще и Zenotron, Mosquito, Zenquito… Каждая схема по своему интересна. 🙂 На практике – если выходной каскад имеет коэффициент усиления больше 1, то при примерно одинаковой глубине ООС на биполярах полоса пропускания будет шире. В частности, у Le Monstre полоса пропускания на 0.9 от максимальной выходной мощности почти в три раза шире, чем у F5.

      С Уважением,

      Виктор

  5. у полоса пропускания F5 DC to > 1 MHz. это плохо или что то не понимаю. можно поподробнее?и что ище вы можете сказать о F5 схеме?

    • Добрый день,

      “Стандартно” полоса пропускания измеряется по уровню -20dB от максимального. Но, на мой взгляд – самое интересное 🙂 происходит тогда, когда усилитель выдает в нагрузку мощность, близкую к максимальной. Полоса пропускания на максимальной мощности (или близкой к максимальной) у большинства транзисторных конструкций сужается совсем не так “пропорционально” как можно было бы ожидать. То же самое можно сказать и о возрастании коэффициента гармоник. Поэтому, когда я привожу данные о полосе пропускания и о коэффициенте гармоник, то обязательно дополнительно уточняю – на каком сопротивлении нагрузки и при каком уровне сигнала.
      “Максимальный” уровень сигнала на заданной нагрузке я измеряю следующим образом. На вход – чистый синус 1кГц (Kг<= 0.1%), на выход - эквивалент нагрузки, осциллограф и измеритель Кг. Довожу сигнал на нагрузке до того уровня, пока Кг не будет = ~ 3%, на экране осциллографа это проявляется как еле заметное ограничение. Этот уровень сигнала считаю "максимальным". Уменьшаю уровень сигнала ~ на 10%, у большинства конструкций Kг при этом уменьшается до вполне ожидаемой величины. Этот уровень сигнала считаю "номинальным", на нем и провожу все измерения. Граничными частотами полосы пропускания считаю те, на которых уровень выходного сигнала снижается относительно "номинального" на 3dB. Насчет "классического" F5 (2SK179+2SJ74+IRF240+IRF9240) - если адаптировать его для наушников, то напряжение питания нужно снижать до +- 15V, а ток покоя нужно снижать до 400...600mA. Вполне очевидно, что при таком токе покоя полоса пропускания (на нагрузке 30 Ом и относительно "номинального" уровня сигнала) с выходными транзисторами IRF240+IRF9240 будет существенно уже ожидаемой - реально примерно 80 кГц. Заменив выходные транзисторы на более подходящие для выбранного тока покоя - IRF610 IRF9610 получим реальную полосу ~ 150 кГц. Кроме того, желательно увеличить коэффициент усиления до 10, что так же внесет свои коррективы. С Уважением, Виктор

  6. и я не совсем понял что вы имели в виду о : пропускания на 0.9 от максимальной выходной мощности почти в три раза шире.

  7. так как я понял по вашими рассказами самый лучший вариант полевые транзистори на первом каскаде а выходной каскад на биполярах. и этими требованием соответствует “Le Monstre” ? простите если так много вопросов задаю но мне очень хочется построить хороший усилитель.

    • Добрый день,

      Искусство схемотехники аудиоустройств – искусство компромиссов 🙂 В рамках двухкаскадной архитектуры – полоса на биполярных транзисторах – шире, но температурная стабильность на полевых транзисторах несколько лучше. Тем более, что широкая полоса совсем не гарантирует “лучшего” звука. Только вам решать, какой параметр наиболее важен для вашей будущей конструкции и какой звук будет предпочтительнее для вас.
      Я бы рекомендовал собрать и то и это 🙂 и послушать – тем более, что блок питания и вся прочая “обвязка” остаются прежними.

      С Уважением,

      Виктор

  8. а по вашему опыту что лучше SE или PP скажите поподробнее. я уже собрал ваш Усилитель ZEN V, и теперь заказал Le Monstre набор из Ebay.

    • Мой скромный опыт 🙂 говорит о том, что для транзисторной двухкаскадной конструкции – лучше двухтакт, для двухкаскадной гибридной – однотакт.
      Для трехкаскадной ламповой – двухтакт, для двухкаскадной – однотакт. Под “лучше” я понимаю во-первых простоту разработки и наладки, и. во-вторых – реальность достижения в разумные сроки и с приложением адекватных усилий – хорошего, музыкально-гармоничного звучания…

    • Из серийно выпускаемых изделий – современные DSD ЦАП на ESS Sabre. Из очень хороших ЦАП – Berkeley Audio, Mytek, W4S, Weiss, dCS. Из “старых” – ищите что-нибудь на PCM63. Все остальное – напрасная трата средств и усилий.

      PS Из “старых” ЦАП мне очень запомнился Pierre Lurne Audiomeca Elixir DAC – иногда он бывает в продаже на “вторичке”.

  9. Здравствуйте,
    А что, если использовать вместо питания аккумулятора?

    • Добрый день,

      Аккумуляторы использовать можно, почему бы и нет. Если аккумуляторы герметичные и предусмотрена их автозарядка – это удобно и имеет определенный смысл.

      С Уважением,

      Виктор

        • Определенный смысл в том, что с помощью аккумуляторов можно полностью избавиться от “помехообразных сущностей”, которые живут в питающей сети и в выпрямителе 🙂 И все бы было хорошо, если бы в аккумуляторах не жили свои особые “сущности”, которые могут весьма причудливо влиять на музыку 🙁 У меня нет однозначного ответа, что питание от аккумуляторов – всегда лучше. В некоторых случаях (очень проблемная сеть) применение аккумуляторов может быть вполне оправдано.

          • но если слушать музыку с аккумуляторами и их дополнительно заряжать поддерживае им напряжение 13.5v.

          • На мой взгляд, вполне очевидно, что во время прослушивания зарядка должна быть отключена, иначе все потенциально возможные преимущества аккумуляторного блока питания будут утеряны. Основная проблема, оказывающая существенное влияние на звук – это изменение ESR (как абсолютного значения, так и его зависимости от частоты) при зарядке, разрядке и изменении величины отбираемого тока. Современные конденсаторы в этом плане более предсказуемы. Вторая проблема – шумы и помехи, генерируемые зарядным устройством.

  10. Здравствуйте,
    Что вы думаете о трансформаторе ТН60-127/220-50? подходит для этого усилителя?

    • Добрый день,

      Если TH в военном исполнении (залит компаундом) и если скоммутировать в сеть всю первичку (127+127), то как начальный вариант вполне подойдет. В целом у меня негативный опыт с ТН – со временем они или начинают “жужжать” 🙂 или обмотки вторички коротят между собой.

      С Уважением,

      Виктор

    • Лучше всего применить что-либо гарантированно хорошее, в идеале – изготовленное на заказ по вашей спецификации, с межобмоточным и внешним экранами. Я применяю Plitron или перематываю готовые тороидальные трансформаторы. Оставляю первичку на 240V, добавляю экраны и наматываю вторичку на нужное напряжение.

  11. И еще один рассказ от счастливого владельца усилителя Zen Monster —

    Сергей, aka “Yesсентучанин” @ doctorhead.ru :

    Как я пришел к усилителю Zen Monster.

    Музыку слушаю со школьной скамьи. Школьная пора проходила в маленьком городке на КМВ, поэтому слушали только то, что до нас доходило. Первой “пластинкой” была Can’t Buy Me Love The Beatles, записанная на “костях” (рентгеновский снимок). В старших классах родители купили бобинный магнитофон “Юпитер” и все скопленные деньги уходили на пленки. Школу закончил в 1973 году, потом был институт и много музыки (тот же Beatles, LZ, DP, UH, BS, Slade, PF, Nazareth, Yes, ELP …).

    Так получилось, что после института одел погоны и музыка ушла из моей жизни на долгие годы. В 2003 году вышел в отставку по выслуге лет в звании полковника. Вот тут появилось время восполнить пробел. На простенькой стереосистеме Sony cлушал сидишки, а потом нашел рутрекер, где до сих пор беру, в основном, качественные виниловые рипы, которые слушал сначала на портативных плеерах и вкладышах во время долгих пеших прогулок в парке и окрестностях. Однако, со временем пришло осознание того, что в движении невольно отвлекаешься на всевозможные внешние раздражители и музыка уходит на второй план. Купил сетевой проигрыватель Teac CD-P800NT, к нему полноразмерные Philips X1. Встроенного тиковского усилителя вполне хватало, чтобы раскачать низкоомные Х1. Однако, отзывы о аудезевских LCD не давали покоя, что вылилось, в итоге, в их покупку и покупку внешнего ЦАПа NAD M51. Встал вопрос об усилителе. Хотя на форуме ДХ и видел мнения “гуру” и “подгурков”, которые советовали приобрести Betta22 и Zen Amp, воспринимал их критически – ну, что можно ожидать от голимого самопала? Начитавшись хвалебных отзывов о связке LCD с китайским “чудо” Gustard H10, приобрел последнего и, надо сказать, поначалу, был доволен звучанием этой связки. Однако по прошествии определенного времени понял, что тот звук, который я получил, и особенно в части, касающейся подачи низких частот, никак не вписывается в характеристики звучания от других владельцев элсидишек. Все думал, где же тот “зубодробительный бас” двоек, о котором взахлеб пишут на форуме? В городе, где сейчас живу, к сожалению, негде и не начем послушать, сравнить и сделать вывод, в каком направлении двигаться. Пришлось вновь собирать информацию, переосмысливать ее. В том числе и в отношении т.н. “самопала”. Позадавал много вопросов форумчанам, у которых в подписи присутствовали самосборные конструкции усилителей, и решил попробовать. Опять-таки, по отзывам определился, что для меня не совсем подходит холодное, аналитическое звучание бетты. Списался с Виктором и получил от него его творение – Zen Monster. Когда усилитель приехал,я действительно был поражен его размерами (в сравнении с Н10) и минималистской внешностью. Сознаюсь, первой реакцией было разочарование и неверие в способности аппарата. С Виктором договорились, что послушаю его неделю и, если не услышу разительного отличия с Н10, верну его назад. По методу определился, что буду слушать Зен всю неделю,чтобы ухо адаптировалось к его звучанию, а потом тот же музыкальный материал перенесу вновь на Н10. Однако уже через несколько дней, даже без сравнительного “контрольного” теста, стало ясно, что Гастарду тягаться с Зеном не под силу. И даже не совсем презентабельный экстерьер Монстра уже не казался таким неуклюжим.

    В основном прослушивал на битловской MFSL-овской коллекции. Добил Sgt. Pepper! Такого звучания мне слышать не приходилось – педаль бочки и бас тактильно дышали в ухо! Я не смогу описать звучание в таких красках, как это делают многие опытные форумчане, подробно описывая “прорисовку сцены”, “воздушность” и т.д. и т.п.. Скажу только, что мое мнение о роли усилителя в тракте изменилось коренным образом. Теперь я понимаю, что этот предмет имеет такое же по важности значение, как и ЦАП! Не знаю, может этот усилитель и вносит некоторую свою лепту в звучание, но мне это нравится. Звук не режет ухо своей сухостью, он теплый, обволакивающий и сочный. Я не люблю сверлящие мозг ВЧ и здесь этот диапазон звучит достаточно прозрачно, без сибилянтов, но не без лишней резкости и колючести. Очень чистая и подробная середина, ну а бас (может после Н10) – выше всяких похвал – он плотный, упругий, не гудит и не лезет не в свой диапазон.
    Пугала температура, до которой во время работы нагревался корпус усилителя, но это, видимо, ввиду отсутствия опыта “общения” с усилителями, работающими в чистом классе А.

    Я не аудиофил, я – меломан и, думаю, даже уверен, что на этом усилителе поиски можно закончить.

  12. Спасибо за оперативный ответ в теме про Zen V LCD и подсказке о существовании Zen Monster. Поэтому перебрался в данную ветку обсуждений.
    Виктор, Вы абсолютно правы, констатируя, что музыкальные вкусы у людей разные. Я даже продолжу сию мысль. Думаю, что у одного и того же человека музвкус может меняться с возрастом и опытом. По меньшей мере – у меня именно так. И, в настоящую минуту, я даже допускаю, что во мне вполне могут сосуществовать два противоположных музвкуса одновременно. Может это симптомы особого типа шизофрении – на почве меломании и аудиофилии? Но, начав лет пять или шесть назад, свою домашнюю систему с цапа AN 0.1 на TDA1543A, интуитивные поиски “моего” звучания привели меня к однотактному ламповому усилению и широкополосным АС. Видимо Аудионот с его ламповым выходным каскадом завёл меня в эти “дебри” :). Теперь я “тащусь” от акустических инструментов и вокала, вдыхаю полной грудью “воздух лампового атмосферного звука” на арт-роковых и около-джазовых композициях, но….
    тоскую по бешеному напору и драйву, энергии и брутальности, на хард-роке, коего у меня львиная доля фонотеки.
    Вот и появилась предательская мысль о транзисторном тракте. В результате прослушивания разнообразных представителей цапостроительной индустрии решил что современный дельта-сигма звук – совсем уж, ну никак, не по-мне (сабры, акаэмы и иже с ними вольфсоны). Но и “винтажный”, хотя и импонирует своей густотой и насыщенностью, всё же чересчур мягок и откровенно мутноват (бурбрауны 54 и 56). Пока понравились более-менее аппараты на ВВ63-К : американец “Krell x64” и немец “AVM evolution DAC1”. Первый правда чуток растушевывает музыкальную картинку, возможно вследствии принудительного оверсэмплинга. Второй как бы скрадывает послезвучия, делая звук более контрастным и, как бы, компрессированным. Но это даже вроде ему в плюс к бешеной динамике, которая вроде не типична мультибитным цапам. Пожалуй, пока больше нравится немец. Но, возможно, золотой серединой окажется какой нибудь аппарат на 58-м бурбрауне, ВВ1704 кажется всё более и более приближался к однобитникам.
    Спросите почему столько “флуда” о цапах в теме про ушной усилитель? А потому, что усилок то Вы разрабатываете опираясь на свой музыкальный вкус, однако, наслаждаться получившимся результатом предстоит заказчику.
    Так что, это попытка объяснить свои хотелки. Может даже не столько Вам, сколько и себе тоже.
    Виктор, не могли бы Вы сориентировать меня в текущей цене балансной версии Монстра? Разумеется, конфиденциально, по е-мэйл. А, чуть не забыл уточнить – наушники LCD3, конечно же. Кстати, четвёрки не довелось ещё послушать? Существуют, конечно, и Abyss-1266, и я их слушал, “…мёд пиво пил, по усам текло…”, но на ценнике написано: “Осторожно, злая собака!” 🙂

  13. В продолжении моего предыдущего поста, и опираясь только на словесное описание характера звучания, я подумал, что предпочел бы даже слегка пожертвовать детальностью (если она так чрезвычайно высока), для того чтобы нивелировать акцент на вокале, но только не в ущерб басовитости и динамичности звучания. А то сложилось впечатление, что звучит Монстр жестковато и колко.
    Но достаточно лирики, хочется перейти к физике, точнее – к техническому устройству аппарата.
    1). Вот на передней панели присутствуют аж четыре коннектора для подключения наушников. У моих LCD3 в комплекте два кабеля – с обычным джеком и с четырёх-пиновым балансным коннектором. Плюс прилагается разветвитель с четырёх-пинового на два трёх-пинового разъёма. То есть я могу подключиться к “Супер Монстру” (к балансной версии Монстра) аж тремя способами. Но думаю, что разницы в звуке я не услышу, ровным счетом, никакой. Потому, что к чашкам наушников в любом из кабелей идут только по паре проводков. Ещё думаю, что не существует на свете наушников с трёх-проводным подключением чашек.
    Правильный ли я делаю вывод, что изобилие коннекторов на передней панели не что иное, как вмонтированный в аппарат набор переходников для удобства физического подключения, и не более того?
    2). В противовес изобилию на передней панели, на задней панели аскетично присутствует только пара балансных входов. Можно ли дополнить их парой колокольчиков? Дабы иметь возможность подключать небалансные источники обычными RCA кабелями не заморачиваясь на редко встречающиеся переходники.
    3). Усилитель, как я понимаю, весьма мощный получился. Кстати, какова мощность на 50-ти Омной нагрузке? А раз так, то может быть есть резон снабдить его клеммами для подключения полочников (АС)? Ну, возможно не напрямую, а дополнив внутри каким то дополнительным согласующим блоком для привода 8-ми или 16-ти Омной акустики с чувствительностью, ну хотя бы, от 88 децибел. Я знаю, по крайней мере, один такой аппарат – Schiit Gungnir. Или это всё из области “скрестить ужа и ежа” и получить полтора метра колючей проволоки?

    • Александр, добрый день.

      По п.1. – да, так и есть, эти разъемы просто “встроенный переходник”. Собственно, запрос на такое количество разъемов возник потому, что у LCD балансный кабель 4 pin, а у Odin – два 3-pin. Поскольку предполагалась эксплуатация и с “теми” и с “этими” + custom кабели, то количество выходных разъемов увеличилось.

      По п.2. – тут есть своя особенность.
      При подключении балансного источника на входе присутствет по два сигнала на канал – прямой и инверсный. Работают все 4 усилителя, за исключением той особенности, что выход 6.3мм подключен только к усилителям “прямого” сигнала.
      При подключении небалансного источника инверсного сигнала нет и поэтому работает только пара усилителей прямого сигнала, пара усилителей инверсного сигнала “молчит” и греет радиаторы :). Соответственно и усиленный сигнал (прямой) будет присутствовать только на выходе 6.3мм, на балансных выходах полноценного сигнала не будет.
      Усилитель только усиливает – и не может “синтезировать внутри” инверсный сигнал, если его нет на входе.
      Аналогично и при подключении акустики – куда подключать вторую клемму (ака “общий”) – на выход усилителя инверсного сигнала или на общий? Если на общий, то сигнал на акустику будет поступать только с усилителей “прямого” сигнала и выходная мощность будет в 4 раза меньше возможной, а если вторую клемму подключить к выходам усилителя инверсного сигнала (акустика включается “мостом”), то сигнал на акустике будет только при подключении балансного источника, но выходная мощность будет максимально возможной.
      Исходя из вышеизложенного 🙂 становится более понятно, почему так мало “действительно балансных” усилителей. Как минимум потому, что если предусмотреть всю требуемую для “некоего среднего потребителя” коммутацию источников и нагрузок, то деградация сигнала в цепях коммутации сведет в НОЛЬ весь возможный выигрыш от балансного усиления.
      Гораздо проще сделать коммутацию баланса в небаланс на входе, усилить небалансный сигнал двумя усилителями и раздать его на “балансный стандарт” выходных разъемов. И “общий” разводится однозначно и не нужен дорогой и точный счетверенный регулятор уровня и выходная мощность определяется одинаково для каждого из типов соединений.

      По п.3. Радиаторы имеют ограниченную площадь и возможность рассеивания вполне определенной тепловой мощности. Максимально возможная выходная мощность в общем-то определяется возможностями радиаторов и является постоянной величиной. Нужно лишь решить, на какой диапазон нагрузок предполагается работать.
      Мощность = Напряжение * Ток.
      Меньше сопротивление нагрузки – больше ток, следовательно, чтобы не превысить максимальную мощность рассеивания нужно уменьшать напряжение питания. Больше сопротивление нагрузки – меньше ток и напряжение источника питания можно сделать выше.
      Если предположить, что усилителю придется работать на нагрузку сопротивлением 4 Ом, то для корпуса с фотографии выходная мощность для каждого модуля усилителей может быть до 8 Вт, что при мостовом подключении нагруки и балансном источнике дает 32 Вт@4 Ом.
      То есть – правильно определившись с диапазоном нагрузок, нужно максимально эффективно выбрать напряжение источника питания.
      Или, как “универсальный”, но более габаритный вариант – принять за минимум сопротивления нагрузки значение 4 Ом и задавшись требуемой выходной мощностью – применить другой корпус с радиаторами большей площади.

      С Уважением,

      Виктор

      • Виктор, у Вас, несомненно, дар – объяснять доходчево и просто весьма сложные вещи людям, очень далёким от схемотехники электронных устройств! Как то внезапно для себя открыл сразу две Америки. Северную: наушники, подключенные обычным джеком, даже к “истинно” балансному усилителю, принципиально не могут воспользоваться его потенциальными благами. И южную: “Luxman P-1”, скорее всего, внутри обычный стереоусилитель, хотя и ровно в два раза большей мощности по сравнению с “Р-1u”. Уж, коль скоро, на морде у него только джеки (аж три штуки!), глупо было бы делать аппарат балансным внутри и небалансным снаружи. Вы подметили, что обычно делают, как раз, наоборот!
        Кстати, по всей видимости, слушая этот самый Люксман, за явное “улучшение звука” от переключения на балансный вход мне следует благодарить не его, а минимум, балансный кабель и, может быть, балансный ЦАП, если он таковым являлся. Заслуга усилителя только в том, что он донёс до моих ушей эту значительную разницу. Что, впрочем, говорит о высоком классе аппарата, само по себе.
        Тем не менее, коль скоро в Вашем Монстре на джековый разъём работает только пара усилителей из четырёх, то почему бы для такого способа пользования аппарата не предусмотреть пару колокольчиковых разъёмов к небалансному источнику сигнала? А пару работающих вхолостую усилителей, отключать тумблером селектора входов. Или уж, наоборот, уконтропупить джек “как контреволюционный элемент”, чуждый “рабоче-крестьянской” сущности балансного усиления!
        Я правильно понял – если балансного Монстра с картинки, тупо, снабдить клеммами, то на 4-х Омные колонки он безболезненно (для его здоровья) сможет выдавать до 32-х Ватт ? А на 8-ми Омные, соответственно, 16 Ватт, если напряжение питания не увеличивать? Либо увеличить напряжение вдвое и пользоваться 32-я Ваттами? Раз так, и удвоение напряжения ничем не грозит ни аппарату ни качеству его звучания, то почему бы и не совместить “шампунь и кондиционер в одном флаконе” (знаменитый рекламный слоган начала 90х) ? А на задней панели, рядом с клеммами, можно будет добавить тумблер с надписью: “4/8 Ом” для переключения напряжения внутри аппарата. Можно предположить, что не тугая (85-92 дБ) полочная акустика в маленькой комнате 12 кв.м звучать будет хорошо? (У меня сейчас широкополосники “Diatone” восьмиомные, а чувствительность не знаю)

        • Александр, добрый день.

          Luxman P1 – обычный стерео усилитель, это вполне отчетливо видно на фото его содержимого. Два канала и стабилизатор питания. Как я и упоминал, входной балансный сигнал преобразуется в небалансный и далее – как обычно. 🙂
          Насчет переключения напряжения питания для согласования с различными нагрузками. Если блок питания линейный, то коммутировать придется воричные обмотки трансформатора иначе при более низком напряжении питания “разницу” нужно будет рассеивать на стабилизаторах – или применить импульсные стабилизаторы.
          Помимо этого нужно еще и подстраивать режимы, то есть коммутировать пару резисторов в схеме усилителя. В общем, такая коммутация убъет звук и снизит надежность конструкции. Не говоря уже о том, что особая “фишка” Zen Monster – это именно отсутствие стабилизаторов. 🙂
          Насчет разъема 6.3mm – по строгой логике, конечно он лишний и не вписывается в концепцию. Но его отсутствие озадачивает потенциальных заказчиков – некоторых не интересуют тонкости балансных подключений, им просто нужна возможность подключить имеющийся в наличии кабель.

          По ваттам – они одинаковы. Условия сравнения – разные.
          Выходные каскады почти всех транзисторных усилителей (за исключением всего нескольких конструкций) работают в классе АB, то есть при по достижению определенного тока нагрузки выходной каскад переходит из класса А в АВ, при этом происходит изменение выходных параметров каскада, спектра искажений и меняется характер потребления тока от блока питания. Эти изменения отслеживает и компенсирует обратная связь. Кроме того, (большой по амплитуде) ток, протекающий через нагрузку и ток, потребляемый от блока питания замкнуты в один (длинный) контур и имеют сравнимые значения. Поэтому в транзисторном усилителе особую важность имеет продуманная архитектура блока питания и короткие цепи коммутации нагрузки при максимально качественном их соединении.
          В ламповом усилителе (большой по амплитуде) ток, протекающий через нагрузку ограничен (коротким) контуром – от выводов вторичной обмотки выходного трансформатора до выходных клемм. От блока питания потребляется ток, в десятки раз меньший, чем ток нагрузки – конечно, при пропорционально большем напряжении. Но “звуковые” требования к материалу и структуре проводников при меньших токак – значительно проще. Кроме того, выходной каскад однотактного лампового усилителя всегда работает в классе А и в этом случае ОС (если она вообще есть) имеет другой (по сравнению с классом AB) характер влияния на “звук”.

          В общем, если взять транзисторный и ламповый усилители примерно одинаковой мощности, с выходными каскадами, работающими в классе А и с верно спроектированными блоками питания – то субъективное ощущение от “количества ватт” будет идентичным.

          Насчет клемм для акустики и RCA входов – для сохранения идеологической концепции для RCA входа можно применить преобразователь небаланс -> баланс, например на специализированном входном трансформаторе Jensen. В этом случае акустика подключается “мостом” – так же как и наушники через XLR выходы, без необходимости какой-либо перекоммутации.

          С Уважением,

          Виктор.

          • А вот, наушниковые ламповые усилители, построенные по безтрансформаторной схеме (кажется OTL называется), с ними как дело обстоит? Они ближе к транзисторным?

          • Александр, добрый день.

            Лаповые OTL (например Victor’s Light Voice) 🙂 – в большинстве своем однотактные, с выходным каскадом, работающим в классе А – поэтому со звуком у них все хорошо, за исключением того, что нагрузка должна быть высокоомной. Их преимущество в том, что схема очень проста и лаконична, а сравнительно дорогой выходной трансформатор – отсутствует.
            Ламповый OTL для низкоомной нагрузки так же возможен, но схема получается уже не такой уж простой и в большинстве случаев гибридный OTL (aka Zen Hybrid) работает стабильнее и выигрывает по звуку.

            С Уважением,

            Виктор

  14. Вдогонку, про потенциальную работу на акустику. Тридцать два ватта – это же совокупная мощь, то есть 16 – поканальная стерео. Будь это ламповик, вполне себе хорошая мощь! Но для транзисторного аппарата, вроде как: “- маловато будет!”. Это я вот к чему: “- что тяжелее, пуд пуха или пуд железа?”. Что Вы думаете про устоявшееся мнение, что не все йогурты… что транзисторные ватты куда как хилее ламповых? Или это всё от маркетинговых хитростей? Но тогда не понятно почему только транзисторным нужен стероидный допинг, пардон, маркетинговый, а ламповые обходятся без оного?

  15. arhi (@ doctorhead.ru)
    “…Я не особенно любитель описывать звучание, так как это абсолютно бестолковая вещь, во всех случаях только опыт … рассудит стороны…Впечатления о любой вещи складываются из многих факторов, мое знакомство с миром аудио началось с попытки найти затычки для телефона с неплохой шумоизоляцией и басом году так в 2009, после прочтения нескольких сайтов были подобраны Sennheiser ie4 и после покупки они казались просто сказочными… шло время, я узнал что есть очень много технологий в аудио о которых я и не догадывался и несколько лет я периодически почитывал – о новых моделях, брендах, сборщиках и тп (тогда появился китайский поток годных копий советских/европейский технологий), в поисках своего звучания … прикупил AudioTechnica ATH-M50, после HiFiMAN RE-Zero (после RE-Zero слушать ATH-M50 не хотелось) и постепенно начало складываться представление собственно о звуке в принципе… имея музыкальное образование по классу духовых (кларнет, флейта и естественно сольфеджио фортепиано и тп. ) я периодически оценивал звучание разных систем от концертных до студийных, с удивлением обнаружил, что качественная запись значительно превосходит живое исполнение (исключение – звучание без микрофонов)… после изучения продукции разных сборщиков в сфере аудио, могу сказать что для понимания аудио оборудования необходимо вникнуть и в технические параметры оборудования, и в еще и массу вещей начиная от акустики помещения …..
    О чем это я? получил наконец – то “Le Monstre” в реализации Zen Monster Balance от Уважаемого Виктора, и могу сказать что тему усиления для мониторов закрыл точно, полностью получил то что хотел, опишу ощущения после прослушки всей своей коллекции, но одно могу сказать точно – Bryston BHA-1, Lehman linear se usb, Spl phonitor, Spl auditor – рядом не стоят по тому что я услышал… а по ценообразованию я уж лучше промолчу… по воспроизведению отпишу отдельно касательно каждого трека, если время появится – но однозначно, что каждое знакомое по некоторым нотным альбомам) agitato, animato, cantando, con dolc
    herezza, staccato – Zen Monster Balance отыгрывает rizoluto spirituoz… первое впечатление именно такое…”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *