Подробности: Винил. Расставляем черточки над “й”.

09/09/2016. Подходящая дата, чтобы расставить черточки над “й”  🙂

Сравниваю – две вертушки, расположены рядом на одной полке,  одинаковые двигатели, диски, один и тот же блок питания, плинты изготовлены из одного и того же набора МДФ. Один корректор – два каскада усиления, пассивная LCR коррекция. Предусилитель – 6J5 + Hashimoto, усилитель – Двухтакт CV181 + 6V6G + трансформаторы Silk Audio.

На первую вертушку установлен тонарм  Consonance Opera T1288 с картриджем Shure M95ED. Приготовлены дополнительные вставки – старый Shure и “новый” Jico, обе N95ED. На вторую вертушку установлен “новый” тонарм SME M-10 с картриджем Lyra Helikon + MC трансформатор 1:15 “Raphaelite” от Douk Audio.

Цель сравнения – по возможности “на лету” оценить звучание картриджа Shure с “родными” и новодельными вставками. Сравнить звучание MM и MC картриджей, установленных на максимально подходящие для них тонармы. Оценить возможности и звуковые характеристики тонармов существенно разной конструкции и разной ценовой категории.

Тестовый материал. Известный мне до мелочей LP Alan Parsons “Eye In the Sky” и замечательный “EP в формате LP” Honeydrippers “Vol.1”. Этот альбом интересен уровнем артистов (Robert Palnt + Jimmy Page + Jeff Beck), хорошим качеством записи и, конечно – представленными композициями.

Shure 95ED, “родная” вставка. Звук плотный, объемный,с акцентом в области НЧ. Вокал – выразителен и эмоционален, голоса певиц на бэквокале в “Honeydrippers” очень характерны и индивидуальны. Звуковое “полотно” однородное, сцена – “общая” без четкой детализации, в общей подаче музыки присутствует “характер и идея”.

Тоже, со вставкой Shure N95HE. Тонально звук более ровный,с некоторым акцентом в области НЧ. Вокал – скорее “художественен”, чем “выразителен”. Слышна структура “звукового полотна”, обращаешь внимание на локализацию инструментов, голоса. В целом звук однородный и слитный, относительно ED тонально немного смещен в область ВЧ.

Тоже, со вставкой JICO N95ED. В целом аналогично звучанию Shure N95ED. Разделение инструментов выражено в большей степени, вокал еще более “художественнен”, тонально звук смещен в область ВЧ.

Тонарм SME M-10, картридж Lyra Helikon. Первые впечатления – вот это да! Какая широкая сцена, как отчетливо слышны партии инструментов и особенности звукоизвлечения, как академичен…ага – что же это? Да — как академичен вокал Robert Plant, как “убого и однообразно” на его фоне звучат голоса бэквокала. Jeff Beck – “лажает” – не попадая в общий ритм. А это что за “артефакты” на ВЧ? Хммм…. очень интересно. При этом – тональный баланс во всем частотном диапазоне- ровен, сцена стабильна, “широка и глубока”. Мда, дефекты записи (реальные или мнимые) – как на ладони.

Задумался. Какой же звук мне нужен. Как выбрать? На чем остановиться? Выпил чашку крепкого чая с лимоном, немного виски (Dewar’s 12y.o.), покормил кошек и пошел спать.

На следующий день переставил Shure M95ED на SME M-10. Решил послушать что-нибудь совсем “альтернативное”, что-нибудь такое, что давно не слышал. И тут я вспомнил, что где-то в “закромах” хранится совершенно новый двойник группы ABBA (“More Gold” 2LP), попавший ко мне совершенно случайно примерно лет 20 тому назад. С мыслью о том, что в своей неразборчивости я таки уже докатился до “ABBA” и что это все-таки лучше, чем скатиться до “Boney M”…я поставил диск на проигрыватель, зазвучала “On and On and On” и… у меня подкосились ноги. Такое впечтление от ABBA я испытал в далеком 1981 году, когда в первый раз смотрел  “AББA – Фильм (ABBA – The movie)” в кинотеатре “Океан” на широком экране с прекрасным обволакивающе-мощным объемным лампово-рупорным стерео звуком. Воистину – эта была Великая группа и другой такой уже не будет. Никогда. (NeverMore…) …Мне нравится ABBA (на виниле) и мне не стыдно в этом признаться…. 🙂

Выводы:

1/ Пожалуй, я остановлюсь на варианте SME M-10 + Shure 95ED.

2/ SME – выдающаяся компания, которая крепко и уверенно держит марку. Цены очень высоки, но и качество – на уровне.

3/ Относительно “звука” – От MC до “цифры” – один шаг. И наоборот. Учитывая стоимость эксплуатации и уровень начальных затрат – мне почему-то кажется, что это не случайно. Маркетинг?

Сентябрь 2016                                                              г.Владивосток

Хотел бы выразить большущую благодарность Михаилу (aka MikhailB @ Soundex) и Юрию (ака SharapOFF @ Soundex & Doctorhead) за деятельное и неравнодушное участие в прослушивани и за то, что помогли принять взвешенные решения. Юрию – особое спасибо за фото.

PS Эмоциональное. “MC – в пекло!”

PSS Называть “картриджами” MM и особенно MC звукосниматели – технически безграмотно. Но, поскольку такое “наименование” крепко прижилось на форумах – я использую его. Но это неправильно. (Shame! Shame!…)

3 thoughts on “Подробности: Винил. Расставляем черточки над “й”.

  1. Виктор, очень интересны и полезны Ваши эксперименты, большое спасибо от себя лично и, думаю, от большинства меломанов. Хотелось бы расширить (с Вашей помощью)) тему отличия звуковоспроизведения конструкций, именуемых в простонародье “ММ” и “МС”. Как я понял, МС на обочине истории аналогового звука, даже точнее, в мусорном ведре)) Не могли бы Вы здесь как-то эту тему немного больше развернуть, углубить насколько возможно, это будет весьма интересно. С уважением.

    • Дмитрий,

      Ох, опасная эта тема… По сути, тут соотносятся две концепции мировосприятия – одна строгая, где все по полочкам и всему свое время… Другая – слегка сумбурная, непоследовательная, где действие основано больше на эмоции, чем на логике и рассудке. Инь и Янь. Моцарт и Сальери. Гварнери и Страдивари. Блок и Есенин. 🙂

      Если подходить с инженерной точки зрения – то, безусловно, МС – технически “продвинутее”, конструктивно совершеннее. Но, сказав “А” давайте же скажем “Б” – нагрузим МС на каскад на малошумящем биполярном транзисторе, далее поставим идеально соответствующий коррекции по кривой RIAA усилитель на микросхемах с батарейным питанием… Много ли мы знаем аудиолюбителей, выбравших именно такой вариант? Наоборот, даже те, кто не “любит” лампу – применяют фактически на “входе” своего звуковоспроизводящего тракта не самое совершенное изделие – МС трансформаторы, при этом еще и спорят о том, какая модель “музыкальнее” и больше подходит тому или иному звукоснимателю. То есть получается, что ровная АЧХ и “гладкая” ФЧХ – как то не совсем гармонируют с передачей музыкальной сущности, содержания произведения…

      А если “продвинуться” в технических рассуждениях еще дальше – “тащим” через разъемы по проводам сигналы малого уровня, боремся с наводками от мотора, с разводкой общего, с коммутацией MC трансформатора, с микрофонным эффектом и шумом, которые существенно более заметны при таких уровнях сигнала – ради чего? Фактически – ради чуть более широкой АЧХ и более заметной детальности, несколько иной расстановки акцентов между звуками и послезвучиями – и при этом НИКАКОЙ гарантии того, что ИНТОНАЦИОННО музыкальное произведение звучит и трактуется хотя бы приблизительно к авторской концепции. Как в том мультике – все зависит от того, как поставить запятую. Помните – “Казнить нельзя помиловать”…

      Вот, примерно такие впечатления. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  2. Виктор, думаю что ММ и МС примерно отражают два вида субъективного восприятия – разум и чувства – всё как у людей – условно можно разделить на рационалистов (МС) и эмоционалов (ММ). Хотя, по большей части из-за несовершенства звукового тракта, для среднего потребителя, МС выигрывает за счет большей детальности, когда заложенная в музыке творческо-эмониционалная концепция теряется в процессе пути от пластинки до уха. не каждый любитель позволит себе SME и высококлассный усилитель)))

    С уважением, Дмитрий.

Leave a Reply

Your email address will not be published.