Простой корректор на Советских Лампах

Начинающие “виниловоды” часто спрашивают меня о простой в сборке и не требующей особой наладки схеме корректора, на недорогих и доступных лампах советского производства. Что же – такая схема у меня есть 🙂

6Н2П_EB_RIAA_001

Комментарии к схеме корректора.

На мой взгляд – это наиболее оптимальная и качественная схема на лампах 6Н2П-ЕВ, 12AХ7.  Первый каскад – лампы одного баллона соединены параллельно, это снижает внутреннее сопротивление, что, в свою очередь – понижает шумы и уменьшает выходное сопротивление каскада. Таким образом, цепи коррекции меньше нагружают первый каскад и потери сигнала на них получаются меньше. Второй каскад – с катодным повторителем на выходе, что обеспечивает низкое выходное сопротивление и дает возможность работать на длинный кабель и  сопротивление нагрузки от 10 кОм.
По конденсаторам в корректирующей цепи – высокого напряжения на них нет, поэтому можно применить качественные фольговые низковольтные полистирольные конденсаторы. Межкаскадный и выходной конденсаторы должны быть на рабочее напряжение не менее Ua. Катодные
конденсаторы – Panasonic серии FK, FC.  Панельки ламп лучше применить
со “стаканами”. Напряжение источника питания может быть в пределах +220…+300V (может быть и выше, но потребуется коррекция номиналов резисторов R9, R10).  Наладка схемы сводится к контролю режимов работы ламп и подбору ламп по  одинаковому итоговому усилению левого и правого каналов. Напряжение на анодах ламп первого и второго каскадов – в зависимости от напряжения источника питания должно быть в пределах  100…150 Вольт. Рекомендую запастись достаточным количеством ламп, 10 шт 6Н2П-ЕВ – это минимум для подбора идентичного комплекта. И еще –  лампы 6Н2П обязательно должны быть с индексом ЕВ.  Обычные “простые” 6Н2П – не подойдут, не тратьте на них свое время.

Блок Питания.

Схема – 6Н2П_EB_RIAA_002

Поскольку начинающие виниловоды применяют трансформаторы не “такие как надо”, а “такие, какие есть в наличии” 🙂 – то для исключения различных трудноустранимых “неожиданностей” я рекомендую выполнить блок питания в отдельном корпусе. Схема вполне стандартная – выпрямитель, фильтр на полевом транзисторе.  Если вторичная обмотка имеющегося в наличии трансформатора  – одна без отвода от середины и на напряжение 200…250V, то можно применить мостовой выпрямитель.
Транзистор фильтра и стабилизатор – на радиаторах, можно закрепить на
металлический корпус через изолирующие прокладки. Транзистор фильтра практически не нагревается, а стабилизатор напряжения накала будет
довольно горячим.

Хорошего Звука!

Январь 2015г.                                                                                     г.Владивосток

16 thoughts on “Простой корректор на Советских Лампах

  1. Изумительный корректор.Яркие высокие ,плотные низкие.Не слышал подобного от маститых фирменных.в цене до1000 зелёных.иных не было.Сигнала достаточно для раскачки многих усилов.Рекомендую.

  2. Виктор! Есть вот такая схема и печатная плата.circuit diagram of upgraded mar.7phone amr tube pre-amplifier. Xочу использовать как донор .Можно избавиться от C105 в схеме на выходе будет 12au7

    • Игорь, добрый день.

      В этой схеме можно “избавиться” от нескольких элементов. R103 (330 Ом) можно заменить проволочкой :), R106 (4.7К) уменьшить до 2.2…2.7К, С105 (0.1) и R111 (680 Ом) – заменить проволочкой, при этом С106 (2200) и С107 (6800) должны быть на напряжение не менее 330V, R110 (1М) – нужно убрать. Емкость С108 (0.22) должна быть увеличена как минимум в 5…10 раз. Потенциал накала должен быть поднят над “общим” на 30…60 Вольт.

      С Уважением,

      Виктор

  3. Доброго времени суток, уважаемому автору сайта и любителям хорошего звука!

    Подскажите, что представляют собой конденсаторы С4 и С5 на схеме фонокорректора. Это параллельное соединение электролитического и mkp? Ввело в заблуждение надпись 10000+290 и 2700+680! Можно поподробнее!

    Спасибо!

  4. Отвечу сам, думаю не ошибусь, в предыдущих Ваших конструкциях нашел подобное, это в пикофарадах, параллельное соединение конденсаторов! )

    • Добрый день,

      Вот видите – благополучно разобрались самостоятельно 🙂

      Хорошего Звука!

      Виктор

  5. Доброго времени суток. Не понял на счет резисторов R5 220К+33К и R6 27К+4,3К , соединение последовательное или параллельное?. Еще если можно, какое напряжение на катодах и анодах всех ламп? Спасибо.

    • Константин, добрый день.

      Резисторы соединены последовательно, что, исходя из их номиналов – вполне логично 🙂 Относительно напряжений на анодах – в статье об этом сказано. Режимы каскадов выбраны так, что схема может работать в сравнительно широком диапазоне питающих напряжений. Поэтому точные значения можно привести только для определенного (известного) напряжения источника питания.

      С Уважением,

      Виктор

      • Виктор, добрый день. Большое спасибо за оперативный ответ. Еще вопросы: 1) какое выходное напряжение фонокорректора, достаточно ли будет для подключения к УМ 2) настораживает слишком большое значение резистора R11 (100 К) в катоде. Спасибо.

          • Константин, добрый день.

            При напряжении источника питания =250V на аноде лампы первого каскада будет +110…+130V, на катоде +1.3…+1.5V. Подбором номинала резистора в катоде лампы второго каскада нужно добиться, чтобы напряжение на ее аноде так же было в пределах +120…+130V.
            Насчет номинала резистора в катоде лампы выходного каскада – 100K – это вполне ожидаемый номинал для катодного повторителя при токе покоя каскада около 1.3 mA. 🙂 В режиме малого сигнала (ток, потребляемый нагрузкой существенно меньше тока покоя) выходное сопротивление такого каскада =~ 1K, что обеспечивает нормальную работу схемы при сопротивлении нагрузки выше 10K.
            Коэффициент усиления схемы на частоте 1кГц =~250, то есть при входном напряжении 4mV (типовое значение для многих ММ звукоснимателей) напряжение на выходе будет = 1V.

            С Уважением,

            Виктор

  6. Здравствуйте! Подскажите, в каком месте лучше соединить 9 вывод ламп к земле?

    • Олег, добрый день.

      9-й вывод на “землю” лучше всего присоединить там же, где и катодный резистор.

      С Уважением,

      Виктор

  7. Здравствуйте, Виктор! Подскажите более подробно о настройке фонокорректора.

    • Олег, добрый день.

      Режимы каскадов приведены в предыдущих комментариях. Сначала собираете и настраиваете блок питания, затем собираете корректор. Выставляете (если это нужно) режимы работы каскадов, но обычно при правильном монтаже и исправных компонентах режимы выставляются в допустимых пределах. Затем нужно проверить усиление и соответствие АЧХ требуемой, для этого понадобятся генератор низкой частоты, осциллограф и милливольтметр способный измерять переменное напряжение в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц. С генератора подаете на вход корректора сигнал частотой 1 кГц и амплитудой 10…50 mV. Контролируя форму сигнала на выходе корректора осциллографом и измеряя выходное напряжение милливольтметром, подбором ламп добиваетесь одинакового усиления левого и правого каналов. На всякий случай проверяете перегрузочную способность по входу – при подаче на вход переменного напряжения 50…70 mV @1000 Гц напряжение на выходе корректора не должно ограничиваться. Между генератором и корректором подключаете “зеркальный” RIAA фильтр, снимаете АЧХ и сверяете ее расхождение с эталонной.
      Если расхождения несущественны, прослушиваете корректор в своей системе, на этом этапе скорее всего потребуется дополнительный отбор ламп по шумам, микрофонному эффекту и т.п. Так же не исключено, что для минимизации наводок и фона будет нужно скоррекцировать монтаж, выбрать более оптимальную точку заземления шасси. После этого – скорее всего потребуется еще раз установить одинаковое усиление в каналах. Как я упоминал ранее, для отладки нужно запастись лампами 6Н2П-ЕВ, часть которых неизбежно уйдет в брак.

      С Уважением,

      Виктор

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *