Вариации Zen

За последнюю пару лет было собрано несколько модификаций усилителя Zen – Zen-V, Zen-LCD, Power Zen и даже Hybrid Zen 🙂 Я принял решение не посвящать отдельные статьи каждому из вариантов, а только коротко остановиться на их особенностях. Эти усилители можно разделить на две группы-

Первая, основой которой является усилитель Penultimate Zen от Nelson Pass и вторая – более или менее самостоятельная разработка – двухкаскадный усилитель без ООС, первым каскадом которого является усилитель напряжения (транзисторный или ламповый), а вторым – усилитель тока.

Основной усилитель из первой группы (Zen-V) был довольно подробно рассмотрен ранее. На сегодняшний день в схему внесено только одно изменение – убрана цепь подстройки тока покоя. Слабым местом этой схемы является сравнительно низкое входное сопротивление и узкая полоса в ВЧ области. От этих недостатков свободна схема Zen-LCD.  (Схема –Zen_LCD_002, Блок питания –Zen_LCD_003 )  За основу было взято аналогичное решение, предложенное Nelson Pass. Как видно, в усилитель добавлен входной каскад- повторитель и оба каскада охвачены петлей ООС по напряжению. Введение ООС позволило расширить полосу полной мощности в области ВЧ примерно до 100 кГц и снизило коэффициент гармоник примерно до 0.1%. Звучание усилителя приобрело “строгость и сдержанность”. Пожалуй можно сказать что духовно эта конструкция ближе к Конфуцианству, чем к Дзен-Буддизму 🙂 Эта версия является последней в первой группе.

Основа усилителя из второй группы- обычная схема “из учебника”.Zen_Power_002

Варианты этого усилителя отличаются только “архитектурой” первого каскада- “типовой” усилитель с резистивной нагрузкой (Схема –Zen_Power_004), каскодная схема (Схема- Zen_Power_005) или усилительный каскад на лампе, с трансформаторной или емкостной связью между каскадами (Схема с емкостной связью- Hybrid_Zen_001).

Каждая из “Вариаций Zen” имеет свой особый звук, лично мне больше нравится гибридная конструкция.

На фото – различные варианты оформления усилителей Zen.

Двухблочный Zen Hybrid (версия 2014 года):

Принципиальная схема, окончательный вариант может отличаться в несущественных деталях — Hybrid_Zen_PS_DR Hybrid_Zen_PS_OP

Одноблочный “мощный” (2x25W) Zen Hybrid (версия 08.2015) с выходным каскадом на биполярных транзисторах:

Теперь, по прошествии определенного времен – после сборки, настройки и прослушивания многочисленных “Вариаций Zen”  я, пожалуй, уже могу сделать предварительный вывод о характерных особенностях, достоинствах и недостатках звучания ламповых и транзисторных усилителей. Да, можно сделать универсальный транзисторный усилитель который звучит очень хорошо – пластично, музыкально и в тоже время ясно, динамично объемно и с черезвычайно высоким разрешением. Но – специализированный ламповый все равно звучит лучше :). Все-таки душа звука – в лампах. Хорошим “полукомпромиссным” решением является гибридный усилитель с архитектурой- усилитель напряжения + усилитель тока, без общей ООС. Ламповая и транзисторная “части” такого усилителя, по моему мнению, обязательно должны иметь раздельные источники питания.

Так же я должен заметить, что в последнее время из “Поднебесной” накатился  просто таки “девятый вал” весьма посредственных конструкций лаповых усилителей, фактически профанирующих идею и смысл лампового звука. Безусловно, любой из “транзисторников”  линейки Zen будет на две головы выше такого “лампового новодела”.

май 2012- май 2013 гг                                                                  г.Владивосток

22 thoughts on “Вариации Zen

  1. Привожу впечатления владельца одного из усилителей Hybrid Zen о недавнем сравнительном прослушивании —

    ************************************************************************************

    Приветствую, Виктор.
    Неделю назад ездил к одному любителю звука – Александру. Тракт у него виниловый, построен на оборудовании AudioNote, оконечник на лампах 300В. В общем тракт, какой-то очень дорогой, стоимость каждого элемента измеряется тысячами евро. Интерес у него был к тому, как будет звучать мой цап в его системе при воспроизведении отцифровок винила. У меня есть интересная запись, 192/24 альбом Pink Floyd с первой композицией Shine On You Crazy Diamond. Александр прослушал запись и сказал, что это совсем другое дело и что звучит очень похоже на “нормальный” звук.
    Мой же интерес был в том, чтобы послушать, как будет звучать усилитель с полочной акустикой, ну и конечно сравнить звук цифры и винила, поскольку у Александра есть именно эта пластинка Pink Floyd. После небольшой заминки состоялось прослушивание, сначала переключением колонок между трактами, потом через предварительный усилитель запустили проигрыватель и цап, с переключением выходов между усилителями.
    Результаты такие: я услышал, что звук винила, это примерно как теплое свежее коровье молоко в сравнении с “водой” обычных записей.
    Созданный Вами усилитель звучал очень достойно. Скажу прямо – звук “крутой”, открытый, как на сцене – гитара и прочие инструменты “живые”.
    Я был готов услышать его недостатки в сравнении с дорогим ламповым трактом, и даже бы и не расстроился – но этого не произошло!
    Мое мнение подтвердил и Александр, который сказал, что “самодельного” усилителя такого уровня он не слышал и что свою стоимость он переигрывает точно.
    А ведь это усилитель для наушников… Конечно, свой тракт он превознес и упомянул, что там одни конденсаторы стоимостью сколько-то там, но это не важно, потому что Ваш Zen — играет.
    Кстати, оцифрованная запись винила звучит очень близко к оригиналу, мой цап действительно хорош. Теперь собираю коллекцию подобных отцифровок. Я даже и не предполагал, что Lcd 3, могут так отыгрывать ВЧ!!!.

    Резюмируя изложенное, хочу еще раз поблагодарить за аппарат и пожелать творческих успехов. Отдельное спасибо за отличный усилитель для колонок, который оказался в комплекте к усилителю для наушников 🙂

    ************************************************************************************

  2. Добрый день Виктор.
    Решил начать комплектацию Вашего гибрида, с рассчетом (если получится) добавить что-то свое. Хочу собрать вариант с трансформаторной связью, есть Лундалы 1660, подскажите как правильно подключить. Не сталкивались с трансформаторами от бесперебойников (в качестве силового)? Есть трансформаторы Leader Electronic 430-7129A R333H E154515. Аппетитно выгдядят :-)))
    С уважением,
    Алексей

    • Нужна точная модель 1660 – он может быть как SE, так и PP.
      Трансформаторы от бесперебойников в конструкциях не применял, вряд ли смогу что-то посоветовать по ним. Если железо хорошее (иногда такое встречается) то возможно имеет смысл перемотать, проварить в парафине и т.п.

  3. Добрый вечер Виктор.
    На трансформаторах есть только LL1660/10ma.
    С уважением,
    Алексей

    • Для LL1660/10mA включение Alt S или Alt V Во втором случае сигнал можно брать с одной полуобмотки вторички. Выбор варианта зависит от того, какие лампы предполагается применить в драйверном каскаде.

  4. Добрый день Виктор.
    Возможно ли увеличение напряжения питания (вообще имеет ли смысл), т.к. есть трансформаторы со вторичкой 47*2 В? Возможен ли вариант двуполярного питания?
    С уважением,
    Алексей

    • Добрый день,

      Вариант двухполярного питания исключен, а в самом общем случае напряжение источника питания ограничено мощностью, рассеиваемой на транзисторах и рабочим напряжением конденсаторов. Для IRF610, максимальная мощность. которую может рассеять транзистор, составляет 20 Вт – вне зависимости от размера радиатора. Это мощность фактически определяется тепловым сопротивлением корпус транзистора-радиатор. Потребляемый ток известен, максимальная рассеиваемая мощность известна – соответственно можно легко посчитать максимальное напряжение источника питания. при котором эта схема еще не будет перегреваться.

      С Уважением,

      Виктор.

  5. Первое впечатление от только что полученного усилителя Zen —
    ======================================================
    Здравствуйте, Виктор! Усилитель получил, все отлично! Звук именно тот который я искал, очень доволен. Динамика невероятная. Спасибо Вам! После прогрева и сравнения существующего серебряного кабеля с медным обязательно напишу на форуме положительный отзыв о Вашей работе. Никакого сравнения с ранее бывшими у меня усилителями, по памяти с последним V200, и быть не может, совсем другой уровень, на сто голов выше. Спасибо за Ваш труд!
    ======================================================

  6. Добрый день Виктор.
    Подскажите, можно ли использовать заказные тороидальные трансформаторы производства ООО “Родник”? (сталь Э3405, провод ПВЭТ). Возможно ли использовать резисторы с омедненными выводами? Какие выходные конденсаторы лучше использовать?
    С уважением,
    Алексей

    • Добрый день,

      Не имею ничего против заказных трансформаторов. Особенно с пониженной индукцией 🙂 Насчет резисторов – очень критично качество проволочных резисторов – Mills и Vishay или нашим C5 – здесь пожалуй нет альтернативы. “Белый рафинад” 🙂 можно применить только в самом крайнем случае. Остальные резисторы можно применить вполне обычные, мощностью 0.5W – они наиболее удобны и более надежны, чем маломощные. Выходные конденсаторы – Elna (без шунта) или Panasonic, CDE, Nippon Chemicon (105) c пленочным шунтом 4.7…10 uF.

      С Уважением,

      Виктор

  7. Здравствуйте, Виктор!

    Усилитель получил, все в порядке.
    Спасибо за усилитель! Великолепный панч и драйв. То что нужно….мой ламповый слишком мягок, для определенных жанров.

    Еще раз спасибо и удачи Вам.

    С Уважением, Антон.

  8. И еще один отзыв на усилитель Zen Hybrid от пользователя Ringa с форума doctorhead:

    ==========================================================
    Здравствуйте, Виктор.
    Наконец-то могу поделиться своими впечатлениями об усилителе) Установка прошла довольно быстро и была несложной. Выглядит он лучше, чем на фотографиях, прямо сразу видно качество изготовления и создается предвкушение услышать от него нечто невероятное (а далее – так и происходит). Правда, блоки оказались довольно объемными, и я ума не приложу, куда их ставить, но временный вариант нашел. 🙂 Слушали вдвоем с дядей. Он был очень впечатлён и сказал, что ничего подобного раньше не слышал. Я, разумеется, того же мнения. В ближайших планах переслушать всю музыкальную коллекцию.
    Раньше (в гостях) подключал LCD-3 к усилителям Beta22 (Energy Audio) и Marantz 6003. Есть возможность чуть позже провести сравнение “в лоб” и расписать подробнее, но по памяти – Zen Hybrid превосходит во всех отношениях Бету, и уж тем более Марантц.
    В целом, могу сказать, что Ваш усилитель – это произведение искусства. Большое спасибо!
    ==========================================================

  9. Здравствуйте, Виктор.
    Долго не мог созреть для отзыва о усилителе. Откровенно говоря изначально брал его под Hi-Fi man HE-6 которые ранее слушал с мощной балансной Беттой 22…Все нарвилось, бас…просто сказка, аж муражки по коже….но…ЗВУК ТАМ МЕРТВЫЙ( и это не излечимо ни кабелями, ни ЦАП ничем…По мимо планаров HE-6 слушал и ТДС-7 и ТДС-15, ЛСД-2, разную динамику… и везде проскакивало ощущение….блин, звук холодный с металлическим привкусом…НО ТЕХНИЧНЫЙ….В итоге продал ее….
    И и после долгих раздумий заказал у Виктора Одноблочный “мощный” (2x25W) Zen Hybrid (версия 08.2015) с выходным каскадом на биполярных транзисторах.

    Когда аппарат приехал у меня в наличии были Sennheiser HD800 и HiFi Man HE-6, чуть позже появились ЛСД-3, моды ТДС (их оочень много переслушал), Одины, K1000, винтажные 911-ые Баердинамик, 560-ые Сенхайсер.

    Скажу честно с Hi-fi man HE-6 этот аппарат не запел совсем…что я ток не пробовал и лампы менять и провода и источники…. ну не поет и все…. Но к чести усилителя отмечу что “жизни” в звучании стало значительно больше не жели c мертвой, нораскрывющей их на 100% Беттой 22.
    Вот когда я воткнул в него ранее неведомые HD800 и впоследствии ЛСД-3 улыбка была до ушей) — сразу усышал отменную динамику + великолепное разрешение (никакого мыла) + хорошую реалистичность звуковых образов) Все эти ньансы заставили меня всей душей полюбить этот аппарат)
    Вывод таков, у кого есть ЛСД-2, ЛСД-3 итд или Sennheiser HD800 смело берите этот аппарат) Эти наушники он раскрывает на все 200%

    Автору благодарность за великолепный девайс:) Большое спасибо!

    • Добрый день.

      Спасибо за хороший отзыв 🙂 Таки Да – практика показала, что для полного раскрытия всего своеобразия HE-6 желателен ламповый усилитель, построенный по немного модифицированной двухтактной схеме, естественно с выходным каскадом в классе А. Из транзисторных – хорошо подойдет максимально умощненый вариант Zen Monster. Как выяснилось на практике, в некоторых специально- особых случаях 🙂 на плотной, динамичной музыке у Zen Hybrid в связке с HE-6 может проявляться нехватка так называемой “макродинамики” – это вызвано с особенностями построения выходного каскада.

      С Уважением,

      Виктор

  10. На днях стал обладателем Zen Hybrid.
    Не хочется ограничиваться стандартным набором фраз при описании усилителя – он просто великолепен! Рок играет напористо и динамично,
    на легких жанрах музыка льется очень чувственно и проникновенно, буквально, пробирает до мурашек. Звуки стали телесны и богаты послезвучиями. С каждым разом для себя открываю что-то новое.
    Безусловно, усилитель из высшей лиги со своим характером и душой.
    Огромная благодарность Автору за его детище!

  11. 26.11.2016 Получил от Виктора свой гибридный двухблочный Zen, для работы с наушниками MyST (Ортофоны второй версии). Пока поставил усилитель на тест-прогрев режим. Первые впечатления очень интересные именно с Ортофонами, которые то же модифицировались (АЧХ не совсем ровная по условиям вкусовой тембральности) под специфические мои требования собственного вовлечения в звук и ориентированные с работой под ламповым усилением. Из за этого собственно изначально весь тракт и затевался и я не мог найти свою философию в звуке. Пока рано говорить о целевой реализации. Не пришёл мне ещё кастомный ЦАП от С.Архипова и слушал пока на мультибите каменном , но старом Монархе DAC 63. Лампочки да пока не прогреты. Почувствовал тот же эфект когда в своё время выбирал и слушал 75 модель Аудиоресерчеров интегральника сначала прогретую в салоне, а когда получил новую было лёгкое недопонимание, но это всё улетучивалось со временем. На Zen это проявилось в некой остроте и “светлости” тональной подачи Ортофонов. Когда последние в целом имеют весьма инфернальный подчерк с некой тёмной поволокой в тональности. Но дело даже не в АЧХ, тут всё прогреется и согласуется с лампами ЦАП и подгонкой ламп. Уже сейчас понял именно Zen изделие это не кустарное и действительно его можно назвать – Master Piece. Очень приятно не ошибиться и получить даже немного больше чем ожидал изначально. Я слушаю отдельно и LP с винилом. А тут цифра (16/44) начала работать не только заставляя вслушиваться в переливы звуков и восхищаться музыкой, сколько дала импульс ощущениям взирать на то, что скрывается за ней, на глубины времени, в которых я получил собственное вдохновение. Наверное всё таки найду слова к тому что получил в Zen. Именно текущая реализация с подачей некой инфернальности даёт пробуждение и ощущение связи с Небом и переноса этого благодатного ощущения на близких людей. Скорее всего это близко к конфуцианской философии в музыке.
    Более подробно ещё опишу когда будет собран (прогрет) и подобран целевой тракт. А пока хочу просто поблагодарить от всей души Виктора за его реализацию и главное его собственное видение ньюансов, которые не может дать массовый продукт.

    Спасибо большое Виктор! Уже вернусь с вопросами по усилителю для ШП акустики.

    С уважением,
    Андрей

    • Андрей, добрый день.

      Большое спасибо за хороший интересный отзыв. Я всегда очень рад, когда мои конструкции приносят радость от прослушивания и открывают ранее незаметные ньюансы в казалось бы хорошо знакомых музыкальных произведениях. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  12. Ответьте, плиз. зачем в ваших вариантах с параллельной ОС с выхода в затвор входному полевику вы применяете такую хитровымученную нагрузку в стоке выходного полевика, если один чёрт выходное и полоса определяются лишь глубиной ООС и усилением без оной. Обычного резюка вам недостаточно? Или источник тока в нагрузке – это некая мода наших дней, мэйнстрим, по-нашенски?
    Александр Бокарёв, Ростов- на-Дону.

    • Александр, добрый день.

      Этот (и последующие) 🙂 вопросы лучше всего задать непосредственно автору схемы – Nelson Pass, сделать это можно здесь — https://www.passdiy.com/contact#
      Моя идея была только в попытке адаптации этой схемы как усилителя для наушников. Впрочем, как известно – я таки остановился на принципиально ином схемотехническом решении.
      И да, вы правы – мой сайт это не форум коллег-электронщиков, более того – это вообще не форум 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  13. Виктор, прошу извинить меня за наезд и удалить мои грубости. Не хотел никого обидеть, но так получилось. С уважением, Александр.

  14. Знаете, я изучал разные схемы от Пасса, действительно удачных – там немного. Самая удачная – латерал с ООС сток-затвор , выполненных парой резисторов. Плюс один резистор для смещения затвора. Всё бы хорошо, но выходное сопротивление этой схемы аж 3 ома, если не параллелить выходные транзисторы. да и входное сопротивление слишком мало, чтобы обойтись без буфера.
    задавшись целью получить выходное сопротивление хотя бы 1, 5 Ома и однотактный спектр , я пришёл к вот такому решению. https://cloud.mail.ru/public/2m7Z/vvQwqgq6J

  15. https://cloud.mail.ru/public/JkLD/5aSA9CDxG
    Вот другой вариант, чуть проще. параметры те же.
    Спектр и звучание этой схемы типично однотактные. по звуку сильно напоминают лампу, да и задумана эта схема как выходной каскад к ламповому драйверу, скажем, на 6с31б или на 5687. Звук от такого содружества только выиграет.

Leave a Reply

Your email address will not be published.