Винил: Предусилитель-Корректор Часть 4.1. Ближе к делу. “Der Frankenstein”

Некоторое время тому назад моему хорошему другу, меломану и эзотерику Николаю попала в пользование виниловая вертушка Dual с весьма перспективным МС картриджем Audiotechnica AT-33EV. Естественно, срочно понадобился корректор и он обратился ко мне. 🙂 Требования были следующие – четкий, ясный и динамичный звук, без какого либо налета “винтажности”.  Блок питания – без электролитических конденсаторов. Трансформаторный выходной каскад,  сигнальные и выходные трансформаторы – Sowter. Один блок. Габариты не имеют значения. Ну что-же – не имеют, так не имеют 🙂  Так и возникла эта конструкция – в большом алюминиевом корпусе натурального цвета, размерами 45x25x35см. Der Frankenstein.

Схема корректора – C3g_RIAA_001

Корректор двухкаскадный, с пассивной коррекцией, в первом и втором каскадах применены замечательные лампы С3g от Siemens. Требования к первому каскаду при такой конфигурации корректора довольно жесткие – он должен иметь сравнительно высокий коэффициент усиления при минимальном уровне шума, хорошую перегрузочную способность, стабильное выходное сопротивление и малую динамическую входную емкость. Исходя из этих требований вполне логично применить С3g в “родном” пентодном включении. Второй каскад должен иметь низкое выходное сопротивление и отличную перегрузочную способность при умеренном коэффициенте усиления. С3g в триодном включении – вариант, близкий к идеалу 🙂  Режим работы первого каскада – напряжение на аноде =+175…180V , напряжение на второй сетке =+110…115V , напряжение смещения =+1.5…1.7V .  коэффициент усиления = 95…100. Должен отметить, что C3g в пентодном включении хорошо “звучит” в довольно широком диапазоне анодных нагрузок.  Для согласования с картриджем применен специализированный повышающий МС трансформатор Sowter 1990 (1:10). В цепях коррекции применены низковольтные “рулонные” полистирольные конденсаторы, известные своими отличными звуковыми свойствами. Из-за их низкого рабочего напряжения корректирующая цепочка включена “традиционно”, между каскадами усиления. Потери сигнала в цепях коррекции составляют примерно 20dB. Режимы второго каскада – напряжение на аноде = + 155…160V, напряжение смещения = +2.6…2.8V , коэффициент усиления = 45…50  выходное сопротивление = 2.3К. Выходные трансформаторы Sowter 9525. С учетом коэффициента передачи входных трансформаторов итоговый коэффициент усиления корректора по входу МС около 5000,  при воспроизведении дорожки “0 dB@1000Hz” тестового диска c картриджем AT-33EV напряжение на выходе корректора составляет 1.5V RMS. Вторичная обмотка выходного трансформатора имеет несколько отводов, что позволяет регулировать уровень выходного напряжения и, при необходимости, понизить выходное сопротивление корректора. В коррекции применены резисторы Takman серии REX, все остальные резисторы – Kiwame. Конденсаторы, шунтирующие катодные резисторы – Panasonic, межкаскадный конденсатор – Jensen (медная фольга бумага масло). Конденсаторы в цепях питания – ASC. (тефлон + масло). Монтаж выполнен серебряно-золотым проводом Siltech.

Схема Блока питания корректора – C3g_RIAA_PS_001

Выпрямитель анодного напряжения собран по схеме со средней точкой, выпрямленное напряжение фильтруется электронным транзисторным фильтром, он же и обеспечивает плавное нарастание анодного напряжения при включении устройства.  C фильтра питание подается на каждый из каналов корректора через дополнительные развязывающие эзотерические LC цепочки. Накал ламп питается от выпрямленного и стабилизированного напряжения 12.6V, нити накалов ламп каждого из каналов включены последовательно. Как я упоминал ранее, корректор и блок питания смонтированы в одном большом алюминиевом корпусе. Дно корпуса составлено из двух алюминиевых пластин, скрепленных между собой виброгасящим клеющим составом. Лампы и детали схемы смонтированы на отдельной толстой (12мм) алюминиевой пластине, прикрепленной к дну корпуса через четыре виброгасящие стойки.

C3g_Sowter_Inside

Декабрь 2013                                                                                                г..Владивосток

 

92 thoughts on “Винил: Предусилитель-Корректор Часть 4.1. Ближе к делу. “Der Frankenstein”

  1. Здравствуйте, Виктор.
    А где вы достаете такие высоковольтные тороидальные сетевые трансформаторы?

    • У меня есть возможность размещать заказы на мелкие партии трансформаторов в одной дружественной Американской трансформаторной компании 🙂

  2. Добрый день.
    Возможно ли, без изменения схемы, использовать МС трансформаторы Beyer Dynamic .TR/.BV 370 215 006 (картридж Denon 103) и если изменения нужны, то какие? Какого типа полевой транзистор и диод в его цепи?
    С уважением

    • Добрый день,

      Полевой транзистор — IRF740, IRF840. Подойдет и IGBT транзистор IRG4PC50W. Стабилитрон в цепи затвор-исток – любой маломощный на напряжение 15…18V, например 1N4744(45,46). Стабилитрон защищает переход затвор-исток при включении блока питания. Диод в цепи затвор-сток – любой на напряжение не менее 500V, например 1N4007. Этот диод нужен для быстрой разрядки конденсатора в цепи затвора при выключении блока питания.
      Насчет трансформатора – Beyer Dynamic .TR/.BV 370 215 006 – я с ними не работал, но Александр Бокарев (audioportal.su) отзывался о них вполне хорошо. Согласно datasheet – нагрузка на вторичную обмотку в 47…50 кОм для них – то, что нужно, то есть схема остается без изменений.

      С Уважением,

      Виктор

  3. Добрый день.
    Уточните pls, в цепи коррекции номиналы конденсаторов в микрофарадах или пикофарадах?
    С уважением

    • Добрый день,

      Номиналы конденсаторов в цепи коррекции указаны в пикофарадах.

      С Уважением,

      Виктор

  4. Добрый день Виктор.
    Конденсаторы ASC пропиленовые маслонаполненные? В чем заключается настройка?
    С уважением

    • Да, конденсаторы ASC. По настройке – как минимум, желательно снять АЧХ. Если номиналы цепей коррекции и анодного резистора лампы первого каскада подобраны с точностью 2..3%, то отклонение АЧХ от “стандартной” не будет превышать +-0.5dB. Поскольку корректор не охвачен общей ООС, возможно понадобится подбор ламп по коэффициенту усиления. Как показывает опыт, из четырех новых С3g примерно одинаковой даты выпуска можно отобрать комбинации с очень близким общим коэффициентом усиления.

      Хорошего звука,

      Виктор

  5. Добрый день Виктор.
    Лампы NOS, best version with gold pins, “S” “special quality”, близкие неомера серий. Конденсаторы Siemens KS 1%, NOS, кроме 1200пф – 5%. Резисторы Takman Ultra premium metal film 0,5%, Kiwame – 5%, но обещано не более 0,5%. В этом варианте возможно обойтись без настройки? Какой Jensen лучше в картоне или в алюминиевом корпусе? Подскажите какой марки использовали дроссели?
    С уважением

    • Добрый день,

      Да, в этом случае пожалуй можно будет обойтись без настройки. Насчет дросселей – у меня были Hammond 158Q (5H@150mA), но вполне подойдут и 156L, 155H, 156G – в общем-то любые, намотанные на приличном железе, с индуктивностью в пределах 5…10H при токе от 50mA. Переменного напряжения на дросселях практически нет, наводок они не дают.

      С Уважением,

      Виктор

  6. Виктор, а по поводу Jensena в картоне или алюминии можете что-нибудь сказать?
    С уважением

    • Совсем забыл. Для корректора лучше, если Jensen будут в алюминиевом корпусе. Паять “против надписи”, то есть сигнал подается на тот вывод, где на корпусе черта.

  7. Добрый день Виктор.
    При монтаже конденсаторов Вы применяете клей или силикон? (Не видно хомутов крепления ASC). Что из себя представляют виброгасящие стойки и виброгасящий клей? Серебром у Вас выполнены не все соединения, какого типа провода питания, провода от входных трансформаторов и др.? Можно ли использовать МГТФ и МГТФЭ? Ваш предусилитель “играет на одном поле с DartZeel”, а на каком “поле играет” этот фонокорректор?
    С уважением

    • Добрый день,

      При монтаже конденсаторов я применяю силикон, им же я клею пластиковые площадки, на которые хомутами креплю межкаскадные конденсаторы. Он же и является секретным виброгасящим клеем 🙂 – между корпусом и дополнительной пластиной. Нужно нанести на их поверхности по тонкому слою, дать подсохнуть несколько часов. Затем нанести еще один слой и склеить, сильно прижимать не нужно.
      Виброгасящие стойки были куплены на e-bay, они представляют собой две резьбовые втулки, встречно впрессованные в резиновую трубку.
      Насчет провода. Монтажный провод был предоставлен заказчиком, это многожильный серебряно – золотой провод Siltech в тефлоновой изоляции, сечением примерно 18AWG. МГТФ применять не стоит, это провод немного другого уровня. Минимум, что можно применить это Belden – медный или посеребренный.
      Насчет “поля” – я “напрямую” сравнивал его с Nagra VPS – у моего разрешение и динамика явно лучше 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  8. Добрый день Виктор.
    Еще пару вопрсов, если не возражаете :-)))
    У вас не экранированы не сетевой трансформатор ни сам блок корректора, в этом нет необходимости? Возможно ли собрать корректор в открытом шасси с последующей установкой в деревянный кабинет? Возможно ли использовать на входе и выходе провода Van Den Hul D502 Hybrid, а остальные соединения выполнить серебром 1 мм (медью? Belden?)
    С уважением

    • Добрый день.

      Насчет экранировки. Лампы С3g имеют довольно удачную конструкцию с внешним металлическим стаканом-экраном, что существенно снижает вероятность наводок. При правильном монтаже наводки от силового трансформатора возможны только на входные трансформаторы, поэтому они расположены максимально далеко друг от друга. Монтажная алюминиевая панель корректора соединена с общим и хорошо экранирует компоненты – и монтаж выполнен довольно “плоско” 🙂
      Насчет Van Den Hul D502 Hybrid – почему бы и нет, провод вполне хороший. Выходной сигнал можно развести просто витой парой, без экрана.
      Насчет открытого шасси и деревянного кабинета. Если лампы располагаются сверху, то лучше, если шасси будет закрытым, в крайнем случае открытым только снизу. Обычно, если делают корректор в “ретро” стиле – на металлической панели с деревянной окантовкой, то окантовку изнутри оклеивают медной фольгой – для того, чтобы экран был с трех сторон.
      Насчет размещения трансформатора в одном корпусе с корректором. Если корректор малошумящий и практически без фона, то может проявиться неожиданная проблема – акустические наводки от микровибраций силового трансформатора. Если не принять никаких мер, то они успешно передадутся на входную лампу, на слух это воспринимается как загадочный фоновый НЧ гул с меняющейся амплитудой. Поэтому в конструкции применен тороидальный трансформатор, сделано двойное дно с виброгасящим слоем, и монтажная панель крепится на стойках с виброразвязкой.

      Хорошего Звука,

      С Уважением,

      Виктор

  9. Добрый день Виктор.
    Подскажите по какому наименованию искали виброизолирующие стойки на ебее?
    С уважением

  10. Добрый день Виктор.
    Подскажите, можно ли использовать в качестве выходных UTC A-19, A-18. Первичка 15К, вторичка – 2 обмотки по 40 К?
    С уважением

    • Нет, они немного не той системы 🙂 Смысл применения межкаскадного трансформатора в том, стобы обойтись без межкаскадного конденсатора, понизить (при необходимости) выходное сопротивление и организовать (опять же, при необходимости) балансный выход. Можно применить межкаскадные SE трансформаторы 1:1 или 2:1 от Hammond, Lundahl, Mars, James, DIY HiFi Supply, Hashimoto.
      Если нет предубеждения перед конденсатором на выходе – то трансформатор можно убрать, в анод – резистор 12…15 кОм, резистор R7 в фильтре питания уменьшить до 1.2 кОм. При условии, что входное сопротивление следующего каскада >= 47 кОм, емкость выходного конденсатора должна быть не менее 2uF, рабочее напряжение – не менее 300V. Предпочтительный тип – фольга+бумага+масло или фольга+полистирол, в крайнем случае – MKP.

  11. Добрый день Виктор.
    Спасибо за обстоятельные ответы. Конденсатор не выход, т.к. “нормальный” конденсатор не дешевле трансформатора. Смысл поисков найти грань получения наилучшего (оптимального) качества и не переплатить за это, чтобы не было мучительно больно…:-))) В схеме импеданс выходного тр-ра указан 5К/5К, т.е. можно, например, использовать аналог Танго NC20 от Золотой Середины?
    С уважением

    • Насчет стоимости хорошего конденсатора – очень верное замечаение 🙂 Аналог NC20 вполне можно использовать.

  12. Добрый день Виктор.
    Подскажите как в Ваших конструкциях реализуется “земля”? В частности, в данном корректоре, сводятся ли “земляные” проводники в одну точку? Заземляются ли на корпус экраны сигнальных проводников?
    С уважением

    • Добрый день,

      В определенной степени – разводка земли это “know-how” 🙂
      В самом общем плане – “звездой” землю я давно уже не развожу, так как “звездой” более-менее удобно получается развести не более двух каскадов, после чего монтаж превращается в паутину, которая благополоучно работает антенной.

      Я придерживаюсь принципа коротких шин питания и общей шины “земли”, которая соединяется с шасси в одной точке. В усилителях эта точка – обычно на шасси рядом с регулятором громкости, в корректорах и других малосигнальных устройствах – на входной клемме “корпус”. Экраны соединительных проводов левого и правого каналов присоединяются к общей шине только на стороне “приемника” (т.е. входного каскада), радом с “общим” сигнальным проводником. В усилителях “общий” сигнальный проводник присоединяется на земляную шину непосредственно на выводе реулятора громкости.

      В “Der Frankenstein” – общая шина “земли” идет снизу между лампами левого и правого каналов. В этом случае монтаж корректирующей цепочки получается простой и логичный – с лепестка панельки на межкаскажный конденсатор, второй вывод конедсатора – на монтажную стойку – штангу – со стойки – первый резистор коррекции на второй вывод стойки, со второго вывода стойки – две RC цепи на общий, и провод на сеточный резистор второго каскада.

      Посмотрите на фото монтажа “Военного” корректора, там все предельно просто и ясно. Единственно, что в нем нет длинных сигнальных проводников, поэтому “общие” входных и выходных разъемов сразу объединены на общей земляной шине, а сигнал разведен короткими одножильными проводниками, без экрана. Земляная шина “уходит” вниз на входную клемму заземления (на фото монтажа ее не видно), клемма установлена на зачищенном от краски участке шассии через металлическую пружинную шайбу-звездочку. На фото “вид спереди” клемма заземления видна, расположена между входными разъемами.

      Точно такая же клемма есть и в “Der Frankebstein”, от нее идет серебряный многожильный провод на общую шину на монтажной панели с лампами.

      С Уважением,

      Виктор

  13. Добрый день Виктор.
    Возможно ли в цепях питания корректора и усилителя на 6CB5A использовать провода МГТФ?
    С уважением

    • Добрый день.

      Нет, нежелательно. Особенно это касается современного провода. Но даже из МГТФ 80-х годов более-менее приличный для звука был большого диаметра – от 0.7 и выше.
      Я пользуюсь многожильным проводом Belden в тефлоновой изоляции или медной моножилой (от 1мм) в тефлоновой трубке.

      С Уважением,

      Виктор

  14. Добрый день Виктор.
    Можно ли использовать китайские серебрянные и медные моножилы? В сигнальных цепях достаточно ли серебряной моножилы диаметром 0,5мм?
    С уважением

    • Добрый день.

      Да, можно – Solid Core UPOCC от Тайваньских поставщиков. Для звуковых цепей – 0.5 – минимально- достаточно.

      С Уважением,

      Виктор

  15. Добрый день Виктор.
    Спасибо за обстоятельные ответы. Подскажите. сильное ли тепловыделение у C3g, возможно ли собрать корректор в закрытом корпусе, без вентиляционных отверстий?
    С уважением

    • Добрый вечер.

      Насчет тепловыделения – каждая С3g излучает примерно 5Вт тепла, от 4 шт – это 20 Вт. Представьте что в вашем корпусе включена электролампочка такой мощности – если объем воздуха в корпусе достаточен для стационарного рассеяния такого тепла, то особых проблем не должно быть.

      С Уважением,

      Виктор

  16. Добрый день Виктор.
    В общем то это все понятно, просто компоновку и, соответственно, корпус я готовлю по Вашему фото. Размеры 400*340*180, думаю это близко к Вашим размерам. На фото не видно вентотверстий не внизу ни в задней панели. В боковых панелях, как правило, отверстий не делают, значит есть шанс, что и в верхней панели их тоже нет :-))). И. если, в Вашем случае нет вентотверстий, то, логично, и в моем не нужно :-)))
    С уважением

  17. Добрый день Виктор.
    Подскажите с какими картриджами оптимально использовать Ваш корректор.
    С уважением

    • Добрый день,

      При всем богатстве выбора за более-менее реальные $$$ – особой альтернативы в общем-то нет.
      Лично я предпочитаю картриджи Audio-Technica (AT-33EV и выше). В качестве основного у меня сейчас AT-OC9/3, в качестве запасного – теперь уже “винтажный” Lyra Helikon. Не рекомендую – Denon 301 (и т.п.) в любом оформлении – очень уж “усредненный” звук, впрочем с довольно неплохим разрешением.
      Из MI(MM) – Grado Gold и выше.

      С Уважением,

      Виктор

  18. Добрый день Виктор.
    Подскажите насколько допустимы отклонения напряжений от указанных на схеме? У меня: R6-C4 – 251V; R7-C5- 150V; аноды ламп первого каскада – 142-145V; С1-R3- 1,34-1,5V; C2-R5 – 86-100V; C8-R13- 2,31-2,45V. Почему-то увеличилось напряжение на выходе стабилизатора накала, в режиме холостого хода было 12,5В, под нагрузкой увеличилось до 14В.
    С уважением

  19. Добрый день Виктор.
    После нескольких включений и длительного прогрева значения напряжений установились практически такие как у Вас на схеме, за исключением напряжения на второй сетке входного каскада одного из каналов, оно в пределах 80-92В. Поменял 6 ламп, ситуация идентичная. Проверил сопротивление – норма, не проверял только конденсатор (?). Очевидно какая-то глупость, только какая не могу понять. 😉
    С уважением

    • Добрый день,

      По напряжениям (=== R6-C4 – 251V; R7-C5- 150V; аноды ламп первого каскада – 142-145V; С1-R3- 1,34-1,5V; C2-R5 – 86-100V; C8-R13- 2,31-2,45V ===)
      Относительно второго каскада можно не беспокоиться. По первому каскаду – немного уменьшите R6, чтобы напряжение на второй сетке было немного больше 100V, напряжение на аноде при этом тоже станет выше.
      Но – перед этим проверьте напряжение накала (14V) – вероятно, у вас ошибка в монтаже или неисправен стабилизатор. На всякий случай напоминаю, что корпус микросхемы стабилизатора должен быть изолирован от шасси.
      По разнице напряжений на второй сетке – если разница остается “на месте” 🙂 при перестановке ламп между каналами – то причина в монтаже или в неверном номинале резисторов R3 или R5.

      С Уважением,

      Виктор

  20. Добрый день Виктор.
    Разобрался с напряжениями. Все в пределах нормы. Подключил к вертушке и усилителю и получил удивительный эффект – сигнал на усилитель не проходит, лампы жутким образом микрофонят. Всего у меня ламп C3G шесть штук, микрофонят все, это норма или мне “повезло”?
    С уважением

    • Скорее, “повезло” – или ошибка в монтаже, возбуждение. C3g конструктивно не склонны микрофонить, все-таки это специализированные лампы. Что показывает осциллограф ?

  21. Добрый день Виктор.
    Вы имеете ввиду посмотреть высокочастотное возбуждение на выходе?
    С уважением

  22. Еще раз добрый день.
    Виктор подскажите как правильно посмотреть.
    С уважением

    • Понадобятся осциллограф и генератор. Сначала просто смотрите осциллографом, что на выходе. Затем отключаете питание второго каскада и смотрите, что на выходе первого (скорее всего, проблема там). Затем отключаете питание первого каскада, подключает питание второго и смотрите, что на выходе.
      Затем проверяете второй каскад, подав на его вход сигнал с генератора. Если все ОК, то плотно занимаетесь первым каскадом отключив МС ММ трансформаторы (шунтирующие резисторы (47K) нужно оставить на месте )- подаете на вход сигнал с генератора через делитель (включаете последовательно со входом резистор номиналом 1M) и добиваетесь, чтобы каскад заработал.
      Но для начала – проверьте входные трансформаторы. (Подайте на входную обмотку ~ 10…20 mV @1000Hz и посмотрите осциллографом, что на выходной)

  23. Добрый день Виктор.
    Спасибо за развернутую информацию. Форма сигнала имеет значение? У меня нет генератора, в осциллографе встроен генератор прямоугольных сигналов.
    С уважением

    • Синус, конечно лучше – ограничения сигнала будут более заметны. Меандр при прохождении через RIAA корректирующие цепи будет сильно искажен.

  24. Добрый день Виктор.
    Разобрался со всеми “косяками” (почти), при сравнении переиграл все, с чем сравнивал. Маленькая ложка дегтя – довольно приличный фон, пока не победил. Подскажите, что можно сделать.
    С уважением

      • Самые общие замечания по борьбе с фоном и “правильному” монтажу этой конструкции.

        По фону – он бывает трех основных типов–
        НЧ гул (50 Гц) – наводки от питающей сети, от накала, неверного или недостаточного экранирования и т.п.
        НЧ гул (100 Гц) – наводки от “недофильтрованного” анодного.
        НЧ “зуд” (100 Гц + гармоники) – наводки, возникающее при работе выпрямителя анодного или накального напряжений. Источник наводок – трансформатор, причина – кратковременное насыщение сердечника при прохождении импульсов тока, возникающих при зарядке конденсаторов фильтра выпрямителя через выпрямительные диоды.

        В первом случае нужно поэкспериментировать с точкой заземления, экранированием входных каскадов, ликвидации возможных “петель” по земле и общему.

        Во втором случае – пересмотреть схему фильтра и (скорее всего) устранить неисправность.

        В третьем случае – пересмотреть схему выпрямителя, расположение и ориентацию трансформатора, предусмотреть “поднятие” потенциала накала – чтобы помехи не проникали в сигнальные цепи из накальных. Но это в случае отсутствия проблем первого и второго случая.

        В самом общем случае нужно определить, какой каскад является источником помех. Для этого нужно временно отсоединить одну из обкладок межкаскадного конденсатора и послушать, сохранилась ли помеха, уменьшился ли ее уровень. Если помеха пропала, то межкаскадный конденсатор нужно присоединить назад и отсоединить входной трансформатор при этом нужно замкнуть сетку входной ламы на общий. Если помеха в этом случае пропадет, то нужно смотреть входные цепи, трансформаторы, их экраны и как разведен общий на входе. Если помеха останется, то нужно смотреть цепи накала, проверить не соединяется ли общий с корпусом в нескольких точках – вместо одной (клеммы заземления). Кроме того, проверить “третий” провод сетевой вилки – не образуется ли земляной петли через общие розетки питающей сети.

        По монтажу.

        В этой конструкции нужно делать следующим образом. На панельках ламп есть выводы центрального контакта – защелки. Между этими выводами ламп соответствующих каскадов делаются П- образные “мостики” из толстого одножильного провода. Затем на мостики сверху по центру укладывается еще один проводник. Получается своеобразная “Н” – это общий, один на оба канала. Примерно по центру “Н” на шасси (или монтажную пластину, как в этой конструкции) устанавливается монтажная гребенка или планка из 4..6 контактов, эти контакты используются как опорные точки для монтажа элементов коррекции. Такие же гребенки устанавливаются на краях сверху – для подводки входных, и выходных (в данном случае – на выходные трансформаторы) проводников и с одной из сторон – для подводки питающих напряжений.

        Межкаскадные конденсаторы крепятся на клеевых площадках изнутри- по краям панели, их выводы нужно обрезать (или удлинить) до необходимых размеров, оставив незакрытые изоляцией участки на месте “выхода” вывода из корпуса конденсатора.

        Первым делом разводится накал.

        Затем —
        Катодные резисторы и конденсаторы, конденсаторы фильтра напряжения второй сетки первого каскада, сеточные резисторы – монтируются в вертикальной плоскости, между соответствующими выводами панелек и шиной “Н” общего.

        После чего – Элементы коррекции и соединительные проводники – межкаскадные и на верхние гребенки.

        После этого – цепи питания.
        Затем конструкцию устанавливают в корпус и подводят внешние цепи.

        Таким образом, на внешних гребенках вы оперативно сможете контролировать входной и выходной сигналы и напряжения питания каскадов. При необходимости, можно щупом с крючком-зажимом подсоединиться на выводы межкаскадных конденсаторов – проконтролировать уровни сигнала и напряжения на анодах ламп первого каскада.

        Так наладить конструкцию будет существенно легче.

        Хорошего Звука! 🙂

  25. Добрый день Виктор.
    Произвел проверку по Вашим рекомендациям, в результате, при отсоединении межкаскадника, гул исчезает. При отсоединенных входных трансформаторах и закороченной сетке фон несколько меньше, но через несколько секунд появилось низкочастотное возбуждение (меньше 50гц), дальше не стал заморачиваться, все разобрал, паяю по Вашим рекомендациям. Появилось несколько вопросов. Каким образом соединить с землей:
    – высоковольтный блок питания;
    – блок питания накала;
    – входную обмотку входного трансформатора;
    – пластину, на которой выполнена схема.
    Для “поднятия” потенциала питание накала должно быть переменкой?
    С точки зрения “эзотерики” можно Дженсен упаковать в термоусадку?
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      Подробнее по выбору точки заземления и заземлению “на практике”.

      1. Корпус и разъемы. В слаботочных устройствах металлический корпус использовать в качестве одного из “полюсов” источника питания и (или) сигнального “общего” – нельзя. Причина этого в том, что в объемных конструкциях корпуса самым произвольным образом и по самым причудливым контурам курсируют паразитные токи наводок и помех как от внешних, так и от внутренних (то есть расположенных внутри этого корпуса) устройств. Для того, чтобы не “смешивать” сигнал и наведенные помехи, нужно присоединить корпус к сигнальному “общему” в той точке, где уровень входного сигнала максимален и влияние помех на него минимально – то есть возле входного разъема. ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что входной сигнал СВОБОДЕН от помех, то есть в источнике сигнала УЖЕ отсутствуют паразитные контуры и т.п.
      Входные и выходные разъемы должны быть изолированы от корпуса. Итак, в непосредственной близости от входных разъемов нужно установить надежно соединенную с корпусом клемму объединения корпуса и сигнальной “земли” . Важно – Обязательно нужно убедиться, что остальные поверхности корпуса надежно соединяются с той поверхностью, на которой установлена клемма. Если корпус сборный (пластины, скрепленные между собой винтами через уголки) иногда бывает необходимо дополнительно соединить стороны корпуса короткими проводами, припаянными к установленным на стороны лепесткам. Аналогично нужно поступить и с внутренним шасси (панелью) на которой смонтировано устройство. То есть получается, что схема устройства располагается внутри “коробки”, которая по сути является экраном.

      2. Входные трансформаторы. Технологически внешний корпус ММ-МС трансформатора – просто элемент крепления. Он может быть соединен винтами с той поверхностью, на которой закреплен. Внутри корпуса трансформатора есть еще ДВА экрана – межобмотчоный и внешний, гальванически они между собой и с корпусом трансформатора НЕ соединены. Экраны коммутируются в зависимости от того, как скоммутированы сигнальная “земля” и корпус в ИСТОЧНИКЕ сигнала.
      И вот тут-то возможны различные “нестыковки”.
      В частности, недорогие вертушки рассчитаны на применение ММ картриджей с высоким выходным напряжением и особых мер по снижению наводок и помех в таких вертушках может быть и не предусмотрено. Очень часто встречается, что сигнальные земли обоих каналов и корпус объединены уже на выходной планке. В таких случаях приходится сначала “доделывать” коммутацию внутри вертушки, вплоть до замены проводки в тонарме.

      При использовании входного ММ-МС трансформатора с точки зрения минимизации помех ПРАВИЛЬНАЯ коммутация такая – по проводу от вертушки (витая пара в экране) к обмотке трансформатора подводится сигнал с катушки картриджа, экран провода подсоединяется к межобмоточному экрану трансформатора, “корпус” вертушки подсоединяется отдельным проводом к клемме “корпус-земля” на корпусе корректора. Внешний экран ММ-МС трансформатора так же подсоединяется к этой клемме, при этом сигнал снимается с выводов вторичной обмотки. Таким образом сигнал получается гальванически развязан с корпусом. НА ПРАКТИКЕ такая коммутация встречается крайне редко.

      НАПРИМЕР. Корпус вертушки выполнен из дерева, диск – акриловый, мотор – постоянного тока располагается в отдельно стоящем “стакане”, запитан от своего собственного блока питания. Тонарм – из углепластика и единственными металлическими частями являются шелл, подшипник опоры и выходные разъемы. 🙂 Из тонарма выходят четыре сигнальных провода и так называемый “экран”, то есть провод с контакта корпуса шелла. Фактически этот “экран” является так же и “корпусом” и “землей”.
      В этом случае экраны проводов левого и правого каналов соединяются с сигнальными “общими” внутри ВЫХОДНЫХ (то есть тех, которые подсоединяются к усилителю-корректору) разъемов кабеля, провод от корпуса шелла присоединяется на клемму “корпус-земля”. Со стороны вертушки экраны проводов каналов НИКУДА не подсоединены. “Сигнальные общие” входных разъемов левого и правого каналов (а фактически – и экраны проводов) объединяются на клемме “корпус-земля”. “Общие” первичных обмоток ММ-МС трансформаторов объединяются на клемме “корпус-земля”, туда же и присоединяются внутренние экраны ММ-МС трансформаторов. Вторичные обмотки выводятся витой парой в экране, на каждый канал свой провод, экраны левого и правого каналов “идут” отдельно. Со стороны трансформаторов экраны НИКУДА не подсоединены. Экраны проводов присоединяются к общей ШИНЕ схемы усилителя-корректора, около первого каскада. Таким образом в этой точке объединяются ЭКРАНЫ витых пар и ОБЩИЕ левого и правого каналов ВТОРИЧНЫХ обмоток ММ-МС трансформаторов. С ШИНЫ, рядом с этой точкой отводятся ДВА толстых провода – один идет на клемму “корпус-земля” возле входных разъемов, второй – на общую ШИНУ конденсаторов фильтра блока питания. Металлическая панель, на которой смонтирована схема конструктивно гальванически связана с корпусом через крепежные винты. Можно дополнительно установить на нее монтажной лепесток, который нужно соединить отдельным проводом с клеммой “корпус-земля”. Технологически удобно рядом с клеммой установить “объединяющую” монтажную гребенку, “звезду” или короткую шину на которую можно удобно и аккуратно припаять все подводимые проводники.

      3. Питание накала. Накал ламп питается выпрямленным и стабилизированным напряжением. Для минимизации помех и наводок общий (“минус”) блока питания накала желательно соединить с “общим” конденсаторов фильтра блока питания анодного напряжения. Во МНОГИХ случаях – это зависит от схемы каскада а так же от особенностей внутренней конструкции примененных ламп – на электроды накала необходимо подать дополнительный положительный потенциал, на 10…20 вольт превышающий напряжение на катоде. Дело в том, что конструктивно между электродами катода и накала фактически присутствует некий паразитный электровакуумный диод, который может “открыться”, пропуская помехи из накальных цепей или вообще – пробиться и испортить лампу.
      Источником помех в накальных цепях является трансформатор – помехи могут проникать из питающей сети и (или) могут быть вызваны наводками на обмотку накала от обмотки выпрямителя анодного напряжения и т.п. Определенный уровень помех присутствует всегда, поэтому в малосигнальных усилителях “смещение” накала может понадобиться вне зависимости от того, питается ли он напряжением выпрямленного или переменного тока.

      4. Корпус межкаскадных конденсаторов не желательно “случайно” соединять с шасси, поэтому, если для исключения этого понадобится дополнительная термоусадка, то ее нужно применить.

      Хорошего Звука,

      С Уважением,

      Виктор

  26. Добрый день Виктор.
    Огромное спасибо за развернутый ответ. Все доступно и понятно.
    С уважением,
    Алексей

  27. Еще раз добрый день Виктор.
    Подскажите, если возможно, как в данной схеме выполнить “смещение” накала.
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, все очень просто.

      Схема – Накальная обмотка – диодный мостик – конденсатор фильтра – стабилизатор – конденсатор фильтра. Схема имеет СВОЙ “локальный” 🙂 общий (минус), который с общим анодного напряжения не соединен.
      Затем, после фильтра анодного напряжения (после одного из электронных фильтров – левого или правого канала, как удобнее) между “+” и “-” анодного питания устанавливается делитель из двух резисторов, например 470 кОм (“вверху”) и 100 кОм (“внизу”), таким образом напряжение в точке соединения резисторов получается равным примерно 1/6 анодного напряжения. Резистор 100 кОм шунтируется небольшим конденсатором емкостью 4.7…8.2 мкФ x 160…200В. С точки соединения резисторов “кидается” провод на “локальный минус” стабилизатора накала. Таким образом “минус” накала (а, следовательно и электрод нити накала) “поднимается” над сигнальной землей (и, следовательно над напряжениями на катодах ламп) примерно на 1/6 анодного напряжения.

      С Уважением,

      Виктор

  28. Еще раз огромное спасибо. Электронный фильтр у меня один на оба канала, на каждый канал только дроссели и конденсатор (все сделано по схеме). Насколько важны раздельные фильтры?
    С уважением,
    Алексей

    • При наличии дросселей – раздельные фильтры не нужны.

      Хорошего Звука!

      С Уважением,

      Виктор

  29. Добрый день Виктор.
    Отправил Вам фото на почту. Виктор, подскажите как лучше подвести “землю” к букве “Н”.
    С уважением,
    Алексей

    • Особой “принципиальности” здесь нет- токи, потребляемые первым и вторым каскадами примерно одинаковы. Можно подвести к центру, можно ближе к входному каскаду – на центральную перемычку, конечно.

  30. Добрый день Виктор.
    Решил проверить вновь собранный Франкенштейн. Без подключенной вертушки фона практически нет, с подключенной вертушкой довольно приличный фон. С другим корректором фона нет. ? Вертушка Victor QL-Y55F/
    С уважением,
    Алексей

    • Ради эксперимента подключите вертушку к входным разъемам после MM-MC трансформаторов. Если фона не будет, то нужно будет разобраться с их коммутацией. Если фон будет, то нужно смотреть общий одного их каналов.

  31. Добрый день Виктор.
    Хочу поменять силовой трансформатор (не нравится :-(). Возможно ли использовать трансформатор с напряжением 220-0-220 В.? Понятно что уменьшением R1 можно скорректировать напряжение на выходе БП, как это может повлиять на пульсации?
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.
      Трансформатор с обмоткой 220-0-220 использовать можно. Можно попытаться вообще убрать делитель, то есть R2 – убрать, а R1 заменить проволочкой 🙂 Коэффициент подавления пульсаций фильтром в этом случае немного ухудшится, но напряжение на выходе будет максимально возможным для этой схемы с этим трансформатором. Поскольку далее по схеме у вас установлены дроссели, то с пульсациями каких-либо проблем быть не должно.

      С Уважением,

      Виктор

  32. Добрый день Виктор.
    Пока все мои усилия по устранению фона привели лишь к некоторому его ослаблению. Подскажите как правильно распаять входные трансформаторы (все же основной фон от них).
    С уважением,
    Алексей

  33. Добрый вечер Виктор.
    Трансформаторы Beyer Dynamic TR/BV 370 215 006.
    С уважением,
    Алексей

    • Для Beyer —

      Первичка – соединить Зеленый и Белый (две обмотки последовательно). Сигнал подается на Красный, снимается с Синего. Черный, желтый и коричневый – на общий, рядом на одну шину (оба канала). Трансформаторы должны быть расположены максимально близко к входным разъемам. Возможно, понадобится дополнительный внешний экран, что-нибудь вроде скобы из пермаллоя.
      Можно попробовать желтый на общий около входных разъемов не присоединять, протянуть от синего и желтого плотно витую пару в экране, экран и провод от желтого соединить на общую шину возле первого каскада. А от общей шины – толстый провод к точке соединения Черного и Коричневого (обоих каналов), там же и клемма “земля”.

  34. Добрый день Виктор.
    По немногу, в результате действий предложенных Вами, фон уменьшается, но все же остается довольно существенным. Удивляет что никакого действия на фон не оказывает отключение-подключение заземляющего проводника от вертушки. Жду трансформатор в 3мм экране. Однако, по мере уменьшения фона стал заметен довольно приличный шум. Что может быть источником шума? Причем шум есть независимо от подключения трансформаторов. Тем не менее с удовольствием слушаю пару Франкенштейн+ усилитель на 6СВ5А :-)))
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      То есть – отключаете / присоединяете “землю” кабеля от вертушки – фон не меняется ? А при отключенной вертушке (вход – заземлить) фон есть ? При отключении питания корректора, пока идет звук – фон остается ? Если да, то похоже что пора заглянуть в вертушку…
      Шума (сильного) быть не должно, во всяком случае он должен быть существенно ниже шума пластинки. Если это не возбуждение на ВЧ, то у пентодов уровень шума довольно сильно зависит от напряжения на второй сетке, возможно придется немного поменять сопротивление в ее цепи.

      Хорошего Звука,

      С Уважением,

      Виктор

  35. Добрый день Виктор.
    Проверку с закорачиванием входа на “землю” сделаю вечером. Проблемы с “землей” кабеля от вертушки нет с другим фонокорректором, там, при отсоединении “земли”, фон существенно выше (корректор из китайских “hi end” наборов, раньше слушал с удовольствием, теперь слушать невозможно :-))). По шуму, такое ощущение, что до перемонтажа его не было. На осциллографе ничего лишнего не видно (до 200 кгц). В какую сторону необходимо менять напряжение на сетке? Четвертая или вторая ножка лампы ?
    С уважением,
    Алексей

    • По напряжению на второй сетке (вывод 4) – пропорции нет, есть некое напряжение, при котором шумы минимальны. Для С3g – это между 80 и 120V. Некоторая проблема в том, что при изменении напряжения на второй сетке будет меняться ток анода и усиление, так что настройку нужно проводить в несколько этапов.

  36. З.Ы.
    В большей степени нынешние потуги борьбы с фоном из области “лучшее враг хорошего” :-))). Особенно если уменьшить уровень на два-три деления аттенюатора, фон и шум становятся вполне приемлимыми. Однако… Особенно, если учесть усилитель на 6СВ5А – там мой слух не улавливает не фона ни шума!!!
    С уважением,
    Алексей

  37. Добрый день Виктор.
    Удалось добиться практически отсутствия фона, тот уровень фона (шум остался), что остался, надеюсь, уберется экранированием входных трансформаторов и заменой сетевого трансформатора на экранированный. Решение: сигнальные провода вертушки не имеют контакта с “землей” корректора, только “земля” кабеля вертушки с “землей” корректора. Однако стала заметнее проблема – на полной мощности заметна “грязь” на средних и высоких. При уменьшении уровня на 2-3 деления аттенюатора пропадают и остатки фона, шум и практически не остается “грязи”. Несогласованность уровней выходного-входного сигналов?
    С уважением,
    Алексей

    • Добрый день,

      Рад, что вам удалось справиться с фоном.
      Насчет СЧ-ВЧ – Очевидно, что это перегрузка какого-то из каскадов усилителя или – как вариант – проблема в акустических системах.

      С Уважением,

      Виктор

  38. Добрый день Виктор.
    Заменил силовой трансформатор, IXYsы, лампы. Итог: фона нет, субъективно увеличилась мощность усилителя. На СЧ-ВЧ грязи меньше, скорее “песочек” на ВЧ. Но не без “ложки”… На полной мощности образуется акустическая связь. Лампы все же микрофонят, либо возникает возбуждение при постукивании по корпусу или лампам? При снижении уравня на два-три положения аттенюатора все очень даже хорошо. Причем возбуждение возникает и с другим усилителем.
    Что можно предпринять?
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      Нужно предпринять определенные меры по виброразвязке – полка с демпферной прокладкой, шипы. То же и по отношению к акустике – корпус АС не должен передавать вибрации через пол или мебель – если АС и корректор установлены в одной “мебельной группе” 🙂 Иногда помогают специальные кольцевые демпферы, надеваемые на колбу ламп – они снижают частоту собственного резонанса.

      С Уважением,

      Виктор

  39. Добрый день Виктор.
    Появилось желание попробовать поставить вместо аналога Танго NC20 от “Золотой Середины” Лундалы 1660 10мА. Может это дать какой-либо эффект?
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей – эффект безусловно будет – как минимум железо совсем другого качества, намотка на двух катушках. Я ожидаю улучшения разрешения и большую ясность звука.

      С Уважением,

      Виктор

  40. Добрый день Виктор.
    Вариант подключения Alt-V?
    С уважением,
    Алексей

  41. Добрый день Виктор.
    Поменял на Лундалы, подключение Alt-S, т.к. не разобрался как подключить вариант Alt-V. Не всегда лучшее враг хорошего … :-)))
    С уважением,
    Алексей

  42. Добрый день Виктор.
    Да понравились. Однако посмотрел на монтаж и возникло сильное желание все переделать. Решил отдельно смонтировать и настроить плату корректора, не трогая существующую. Возможно ли, без потери качества применить вместо Панасоника 2200*6,3 FC два Roederstein EKS 1000 uF 50V и один Nichicon Muse KZ 470 uF 25V? Вы используете металоксидные резисторы Мацушита, в каких цепях их целесообразно использовать? Возможно ли вместо металлопленочных Takman использовать аналогичные Firstronics, с допуском 1%?
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      Вместо конденсаторов Panasonic подобрать что-либо другое довольно затруднительно. В плане качества электролитов я бы попробовал Roederstein – без Muse 🙂
      Насчет резисторов – марка не сильно важна, гораздо важнее материал резистивного элемента и стабильное качество. Качество изготовления особенно критично проявляется в высоковольтных цепях и при рассеиваемых мощностях, близких к номинальной.
      По звуку мне больше всего всего нравятся резисторы Takman серии REX, но у моих поставщиков выбор их номиналов и мощностей довольно невелик. Следующие в “очереди” Panasonic – для меня они доступны в широком ассортименте и больших количествах. На мой взгляд, Panasonic более “теплые”, чем Kiwame (что для меня “плюс”) – при отличном качестве и надежности.
      Насчет Firstronics подсказать не могу, их не применял.

      С Уважением,

      Виктор

  43. Добрый день Виктор.
    Искал Takman меднооксидные, есть только углеродистые и металлопленочные?
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      Я не совсем точно указал тип – конечно, не “copper oxide film”, а совсем другое – Carbon Film (по нашему это скорее “углеродистые”) – это Takman серии “REX”.
      Насчет “Чип и Дип” – для меня это один из поставщиков, не хуже и не лучше других. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  44. Добрый день Виктор.
    Подскажите AT33EV покупать лучше “винтаж” или новый?
    С уважением,
    Алексей

    • Добрый день.

      Лучше новый. У Audio-Techica с картриджами все хорошо, “планку” качества компания держит на уровне.

      С Уважением,

      Виктор

  45. Добрый день Виктор.
    Возникла необходимость повторить аналогичный блок питания, возможно ли его включать и регулировать без нагрузки? Ранее я несколько раз уже повторял данный блок, но включал и регулировал под нагрузкой. Или все же городить нагрузку? Почему-то часто выходили из строя полевики. Либо они изначально были дефектны? У нас в магазине “Дельта” не верят в существование статэлектричества :-)))
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      Да, можно. Естественно, под реальной нагрузкой напряжение немного просядет.
      При отладке между выходом схемы и общим необходимо временно включить некие балластные резисторы (100…200 кОм), во- первых для того, чтобы исток не “висел в воздухе” при включении, а был соединен с общим через сопротивление и, во-вторых, чтобы конденсаторы БП гарантировано разряжались через некоторое время после выключения. Если жало паяльника заземлено, то при пайке не разрядившихся конденсаторов вы, фактически быстро разряжаете их и закорачиваете выход БП 🙂
      Если RС цепь в затворе собрана верно и обеспечивается задержка нарастания высокого, то полевик может выгореть только при замыкании в нагрузке. Наличие стабилитрона между затвором и истоком обязательно. Полевик должен быть с внутренним защитным диодом между истоком и стоком и рассчитан на номинальное напряжение исток-сток, превышающим напряжение после выпрямителя + напряжение пульсаций.

      С Уважением,

      Виктор

  46. Добрый день Виктор.
    Полностью, вновь, на новом шасси собрал Франкенштейн, с использованием припоя Senju, в коррекцию поставил рулонный полистирол. Заказал у Сергея Сергеева из Иркутска переделку динамиков http://s1.radikale.ru/uploads/2015/4/22/b0ea51a2c30e73be716916859e561171-full.jpg http://s1.radikale.ru/uploads/2015/4/22/b0ea51a2c30e73be716916859e561171-full.jpg. Основа Телефункен field coil и диффузор из непрессованой тутовой бумаги от Сергеева. А также поставил картридж АТ 33EV… Оказывается в басовых партиях не две ноты :-))) ну и другие приятности :-)))
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      Да, басовые партии бывают весьма богаты неожиданными открытиями 🙂
      Очень рад, что вы двигаетесь в верном направлении!

      Хорошего Звука,

      С Уважением,

      Виктор

  47. Добрый день,Виктор. Понравилась схема Вашего винил-корректора Скажите,пожалуйста, можно ли заменить лампы C3g на C3m и какие нужно при этом сделать изменения в схеме,кроме повышения напряжения накала ламп и второй вопрос-можно ли во входном каскаде применить в качестве нагрузки регулятор тока IXCP 10m45s ,если это вообще имеет смысл. Заранее большое спасибо. Юрий.

    • Юрий, добрый день.

      C3g и C3m различаются по усилению и по внутреннему сопротивлению. С различием по усилению особых проблем нет, а вот из-за различия внутреннего сопротивления придется пересчитывать цепи коррекции. Насчет применения источника тока IXYS в качестве анодной нагрузки (в триодном включении лампы) – вполне хорошее решение. В пентодном включении С3g и С3m имеют большое внутреннее сопротивление и такое решение не имеет смысла. В частности, динамическое сопротивление источника тока IXCP 10m45s почти в три раза ниже внутреннего сопротивления С3m в пентодном включении, то есть по факту получим источник тока, управляемый источником тока. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

Leave a Reply

Your email address will not be published.